Сибирские огни, 1976, №1
Я ими доволен. Раньше, конечно, ближе были. Сейчас отдаляются — взрослые, самостоятельные... И пишут редко. Мать их станет упрекать,— удивляются: все же в порядке. Если что,— напишем, мол. * * I Первая заповедь Аэрофлота, строжайшее соблюдение которой сни скало eufy репутацию лучшей авиакомпании мира,— безопасность, на дежность. Неукоснительное соблюдение этой заповеди, смею утверждать, дело рук механиков. Их стараниями достигается уверенность экипажей в ус пехе любого рейса, что ничуть не умаляет заслуг других участников по лета, их мастерства, умения, добросовестности. И пилоты, и штурманы, и работники наземных служб — да все, кого ни возьми, причастны к обес печению безопасности. Но начало и конец всему — исправность машины. Так что моя правда: механик — всему голова. В давние теперь уже годы, когда, скажем, Ли-2 был постоянно зак реплен за экипажем, техническое состояние самолета полностью лежало на совести механика. Кончался рейс, пилоты, штурман, бортрадист шли отдыхать, а механик оставался с машиной, копался в ней, доводил ее «до ума». В те годы Федор Иванович часами не отходил от самолета и на земле. Тут, надо полагать, играла немаловажную роль военная школа. В военной авиации летчик— самолет — механик объединяются в одну си стему, составляют нерасторжимое целое. Об авиационных техниках, осо бенно обслуживавших истребители и штурмовики (а Тимофеев как раз и имел дело с истребителями), слагались легенды. Их преданность делу, долгу ни с чем не сравнима. И та школа — на всю жизнь. В наши дни, в реактивный век авиации, сократилась чисто рабочая физическая нагрузка механика. Громада сегодняшнего авиалайнера не охватна для одного человека. Сложность многочисленных агрегатов, устройств и систем самолета обеспечивает работой целый коллектив авиационно-технической базы порта. Экипаж не знает, на какой машине отправится он в очередной рейс. Тем сложнее и ответственнее функции бортмеханика, сконцентрированные на контроле за исправностью меха низмов, точностью режимов их работы, предупреждении, как выразился Федор Иванович, «предпосылок к предпосылкам». Механик постоянно занят своим внешне неприметным, неощутимым, но насущно важным делом и до полета, и во время полета, и после него. Можно назвать это как угодно-— интуицией, шестым чувством, но Тимофеев ощущает машину, как таковую, всю, целиком, видит ее на сквозь, и в этом нет никакого преувеличения. Он в полном смысле этого слова предугадывает ее капризы, предупреждает малейшие отклонения от нормы ее поведения. Не нужно искать объяснений. Это — опыт, ма стерство, доведенное до совершенства. Это постоянная уверенность в се бе. Не самоуверенность, а именно уверенность, основанная на знании и помноженная на строжайшую взыскательность к себе. Не знаю, существует ли еще где-нибудь такая жесткость в система тической проверке знаний и квалификации, как в Аэрофлоте. Будь ты хоть самого наивысшего класса, но подошел срок — подтверди свои зна ния. Для одних — раз в год, для других — дважды, а для первогодков, новичков — каждый квартал. Пришла пора— отправляйся в учебно-тре нировочный отряд, освежи в памяти все, что знаешь и умеешь, и сдай экзамены. Иначе нельзя. И Тимофеев, в личном деле которого бессчет ное количество свидетельств о такого рода проверках с неизменно высо-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2