Сибирские огни, 1976, №1
■ сцене «царит . А это :.и т я к исполни- :редавать в танце всю о.ических, драматических . ..„эюм у встреча с Григорови- ала важной ступенькой для балет- . труппы, которая вскоре утвердила да леко за пределами «ашей страны свой престиж одной из сильнейших в Союзе. Но об этом мы скажем чуть позже. 60-е годы в жизни Новосибирского теат ра оперы и балета представляются перио дом наиболее интересным и плодотворным. Любопытная деталь: почти каждый спек такль той поры неизменно вызывал живой интерес музыкальной критики в стране. Одни горячо и восторженно высказыва лись «за». Другие— не менее горячо — «против». Не было только равнодушных. Работы новосибирцев в те годы застави ли говорить и спорить о путях развития оперы, о .возможностях жанра, его грани цах, о мере соотношения традиционного и новаторского. Эти теоретические споры вокруг спек таклей сибиряков весьма симптоматичны, ибо художественная практика театра дава ла материал для размышлений, для пере смотра .привычных представлений. Этот период в жизни театра, несомнен но, связан .с именем главного режиссера Э. Паеынкова. Творческая индивидуаль ность этого художника, его темперамент, его убежденность, его видение современно го на оперной сцене оставили заметный след в биографии коллектива. В одной из своих статей, которая так и называлась «Забота о жанре», Э. Пасын ков с горечью вопоминал, как герой рома на Пратоли.ни, узнав, что его подруга ра ботает в оперном театре, задал ей весьма характерный вопрос: «Разве опера — для молодых?» Девушка не стала защищать оперу. Она просто считала, что к этому искусству нужно относиться снисходитель но. Как к .выдумке. Как к сказке. Тогда и музыка увлекает. Спор не состоялся. Молодые люди не ви дели предмета спора — опера попросту не вызывала интереса. Наверное, «и о чем .в искусстве не гово рят так долго ,и упорно, как о том, что опера умирает, что жаи.р этот несовреме нен. И в самом деле, в наше время, на памяти одного только поколения, удиви тельно видоизменился, усложнился язык кино, драматического театра. А опера — самое могучее из искусств, обладающее многими .средствами выразительности, эмо ционального воздействия на человека — она осталась все той же неторопливой, пышной и... до наивного условной. Пока музыковеды ожесточенно спорят, в каком виде должна существовать сегодня клас сическая опера — то ли сохранять в тре петной неприкосновенности былые исполни тельские концепции, то ли активно созда вать концепции новые, . подсказанные се годняшней динамичной действительностью, — в зрительные залы проник вежливый холодок... Творчество Э. Пасынкова-режиссара — это аргументы горячего, напористого, яро стного спорщика: он доказывал свою пра воту темпераментно, с этакой .веселой злостью, порой с передержками — но на то и полемика! По мнению русского композитора и му зыкального критика А. Серова, «в состав ных элементах оперы всего удобнее видеть тройственность. 1) элемент поэтической канвы (содержание, смысл оперы как пье сы); 2) элемент музыкальный (выражение смысла музыкою); 3) элемент сценический, театральный (осуществление смысла текста и музыки — видимым пластическим обра зом на театральной сцене)». И, утверждал он, «...при совершенном отсутствии любого из трех элементов исчезает понятие опе ры». То есть сценическое воплощение —- од но из условий жизни оперы как жанра. Поиск современных принципов сцениче ского воплощения оперы— этому отдал Э. Пасынков десять лет работы в Новоси бирске. Решительно освобождаясь от об ветшавших традиций режиссуры, от пыш ности и статичности пресловутой оперной «вампуки», он одних озадачивал и пугал, других увлекал и покорял смелостью но вых для музыкального театра решений. Он стремился сделать спектакль по-сегодняш- нему действенным, динамичным, режиссу ру его — лаконично-острой, внутренне на сыщенной, напряженной, ассоциативной. Он использовал для этого приемы совре менного кино, драмы, создавая спектакль синтетический, расширяющий контакты с аудиторией. Уже .первые спектакли режиссера в Но восибирском театре оперы и балета — «Овод» Спадавеккиа и «Тропою грома» Магиденко заставили говорить о вещах, очень характерных для него — о предель ной насыщенности, концентрации действия, о неожиданном использовании сценическо го .пространства (этот ход Э. Пасынков ис пользовал очень часто: отказавшись от бутафорских «бытовых» подробностей де кораций, он сосредоточивал внимание зри телей на наклонном станке, «.нейтрализуя» тем самым громадные размеры нашей сцены). Подлинного новаторства, острого и вер ного ощущения современности потребовало обращение театра к творчеству Маяковско го — впервые в нашей стране. Он показал одноактную оперу молодого композитор-* Лазарева «Клоп» (дирижер М. Бухбиндер, режиссер Э. Пасынков, художник А. Моро зов) — яркий сатирический опектакль, буквально брызжущий творческой выдум кой, идущей .во многом от плакатных при емов «синей блузы». Непривычным было все: и заостренные до гротеска характери стики .персонажей, и оформление (зритель ный образ каждой картины создавался проекцией на экране), и ставка на моло дых — очень молодых! — исполнителей — па.ртию Присыпкина пел студент Новоси- бир.ской консерватории Ю. Саков, а коло ритный образ «самородка из домовладель цев» Олега Бая.на — первая работа в те атре В. Егудяна. И критика отметила:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2