Сибирские огни, 1976, №1
Э т*бм яр 12 »*я !'■ s д а . Через три дня поел» В с я ко й Г "*адя. В тот вечер шел «iiw.n С)Хал.-.гн» ^дврвжер И. Зак, ре- яи«е.м Н. мдажпик — тар. худ. РС Ф С Р К. КМЩ. И могучее «Славься» подняло в едином порыве зал. И 2000 тело- зек, стоя, аплодировали этому гимну победителей. На следующий день «Правда» писала: «Открытие ^театра превратилось в радост ный праздник трудящихся всей Сибири. Для участия в этом торжестве прибыли представители общественных организаций Иркутска, Барнаула, Кемерова, Омска и других городов». Хочется рядом с этой информацией про цитировать одно из приветствий, прозвучав ших в день открытия театра: «Сбылись мечты молодых рабочих, студентов, уча щихся Новосибирска! С истинным наслаж дением слушают они теперь бессмертное творение Глинки. В скором времени будут слушать замечательные музыкальные про изведения Чайковского, Бизе, Верди. Неда леко то время, когда впервые в Новосибир ске молодежь увидит балет в постановке своего театра». Думается, что в этих двух цитатах и за ложено зерно, самая суть великой миссии театра нашего: на необозримых просторах Сибири и Дальнего Востока, на огромной этой целине, он стал первым очагом, цент ром музыкальной культуры, .властителем дум, воспитателем чувств. Такая задача стояла перед ним с колыбе ли. В этом его значение в жизни каждого из нас и до сей поры. * * # И вот уже Новосибирскому государст венному академическому театру оперы я балета исполнилось тридцать лет. Навер ное, чтобы подвести какой-то творческий итог этому отрезку времени, вовсе не обя зательно задаваться целью вспомнить « на звать все шедшие on три десятилетия спек такли (их больше ста двадцати!). Но есть среди них такие, появление которых было принципиально важно: оно знаменовало со бою новую ступеньку, этап в становлении коллектива, делалось незабываемой и не повторимой черточкой его —•только его! — творческого лица. Я не случайно уделила столько времени (и места) истории создания театра —-каза лось бы, какое это имеет отношение к пред мету разговора, к творчеству? Но в том-то и дело, что, зная этот театр давно, со дня его открытия, не могу отделаться от мыс ли, что существует тут прямая связь, обу словленность. Театр, порожденный стремле нием к новому, невиданному; театр, созда вавшийся трудом всего города, с музыкой, со знаменами выходившего на субботники; театр, потрясший мир самим фактом своего открытия (вспомните только; враг под Ста линградом, а мы возобновляем колоссаль ную стройку!) — такой театр должен был стать масштабным, размашистым, круп ным, смелым до дерзости. В традициях русской национальной куль туры — особенное, трепетное отношение к опере. Петр Ильич Чайковский писал как- то: «Есть нечто неудержимое, влекущее всех композиторов к опере... Опера и имен но только опера сближает вас с людьми, род нит вашу музыку с настоящей публикой, де лает вас достоянием не только'отдельных ма леньких кружков, но при благоприятных ус ловиях— всего народа». Осознание себя ча стью духовной жизни народа — очень ха рактерно для русской классической оперы. И для Новосибирского театра оперы и ба лета обращение в день своего рождения — и в год Победы — к «Ивану Сусанину» Глинки было абсолютно естественным, за кономерным. Ибо в нем от интродукции до финала идет развитие музыкальной темы, выражающей характер русского народа; сам Сусанин с его мудрой простотой, глу бочайшей человечностью, широтой и мощью характера — это как бы персонифициро ванный образ этого народа; а «Славься» — величайшая из победных песен, созданных русским национальным гением. С этой опе рой пришел ня новосибирскую сцену поэти ческий дух русской народной музыки, с ог ромной силой и полнотой воплощенный Глинкой, бесконечное богатство русской на родной песни. Эта опера сразу — и надолго вперед — определила обращение театра к русской классике как основе своего твор чества. Это отвечало глубочайшим человеческим и художническим устремлениям тех, кто формировал коллектив (в чгстности, глав ного дирижера И. Зака, стоявшего у его колыбели), это счастливо передавалось, как эстафете, ц-елому ряду интереснейших ди рижеров, режиссеров, художников, чьи творческие судьбы были в разное время с ним связаны. Ибо в русской оперной классике проблемы этические поставлены глубже, сильнее, чем в произведениях за падноевропейских композиторов. Ведь в русской опере (вспомните «Бориса Годуно ва» и «Хованщину» Мусоргского, снова «Сусанина») .народ — это всегда, по вы ражению Мусоргского, «великая личность, одушевленная единою идеею». Этическая проблем,ность русской музыкальной класси ки очень близка русской литературе. Их роднит многое. Это тема верности Родине («Сусанин», «Князь Игорь»), цельности человеческой личности («Евгений Онегин», «Орлеанская дева»), это извечное «сердце к свету просится» («Сказание о граде Ки теже»). А вспомните' Снегурочку, которая, познав свет любви, больше ,не может жить, потому что обрела счастье, выше которого ничего нет. Или конфликт личности и исто рии («Царская невеста») — это ли не те ма и литературы нашей? А где еще так неоднозначно ставится я решается нрав ственная проблема? Это умение увидеть человека во множестве граней, аспектов — оно в образе Германа в «Пиковой даме» — и у Пушкина, и (еще более) — у Чай ковского! Их роднит тема долга и очень русское понимание обусловленности человеческой судьбы — не вмешательством потусторон них сил, а все теми же нравственными ка
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2