Сибирские огни, 1976, №1

* , прос об органическом сочетании театраль­ ного действия с кино. Театр Курилко покрыт сверху куполом, края которого доходят до пола здания. К у ­ пон этот... окрашен белой светоотражаю­ щей краской и создает экран для кино... В таком театре можно параллельно ве­ сти представление и на сцене, и на экране. Ставя «Кармен», например, вы свободно переносите действие... в Испанию. Вы развер­ тываете на куполе, над головами людей, на­ стоящее южное небо, вы окружаете зал сверкающими где-то на горизонте снеговы­ ми вершинами гор, вы заставляете пле­ скаться море у подножия близких холмов. Целым рядом декоративных и сценических деталей вы демонстрируете быт, природу, всю специфику страны: вы даете настоящую сигарную фабрику, настоящую картину прс- р изводства и настоящую толпу испанских ра­ ботниц на экране, которые затем частич­ но, группой сходят оттуда и уже в виде жи­ вых действующих лиц — актеров — появ­ ляются на сцене». Когда мы сегодня читаем эти строки, они вызывают у нас ассоциации с панорамным кино, со знаменитым чешским театром «Ла- терна-магика», который во времена не столь отдаленные несколько встряхнул каноны сценографии и породил бесчисленные ва­ риации на тему использования кинопроек­ ции в оформлении спектакля. То есть идея не умерла, зерно ее живет, доказав свою плодотворность. Но в те времена, сорок лет назад... Бывают гениальные догадки, которые ро­ дились чуть раньше своего времени. История строительства театра сложна и драматична. Уже был частично готов зна­ менитый амфитеатр, когда было принято решение перепроектировать здание в театр оперы и балета. Новосибирское отделение Союза архитекторов объявило конкурс на vi лучший проект наружного и внутреннего архитектурного оформления театра. В нем участвовали видные архитекторы-новоси­ бирцы. Город внимательно следил за судь­ бой театра: конкурсные проекты публикова­ лись в «Сибирских огнях». С 1936 года зда­ ние уже строится именно как оперный театр: оно было перепроектировано в мос­ ковской архитектурной мастерской, руково­ димой академиком Алексеем Викторовичем Щусевым. В частности, было предложено поднять на несколько метров основание купола, возвести позади него широкую плоскость, внутри здания — за счет умень­ шения зрительного зала — создать на всех этажах фойе. Тогда же, как своего рода вынужденная мера, был задуман и велико­ лепный потолок зрительного зала — это jBcero лишь акустический экран из прессо­ ванного картона, подвешенный на цепях и перекрывающий «открытый» купол. Но несмотря на все сложности, уникаль­ ное здание росло. И нужно помнить — воз- т водили его строители, в распоряжении кото- L рых из всех известных теперь механизмов были одни лишь лебедки. Большим событием в современном инже­ нерном искусстве было создание знамени­ того купола — подобных сооружений стра­ на наша тогда еще не знйла. Уникальное без- балочное куполообразное перекрытие рас­ считывалось инженером-конструктором Борисом Фердинандовичем Матэри в про­ ектной конторе «Гидрострой» под непо­ средственным руководством профессора Петра Леонтьевича Пастернака. А осуще­ ствлял возведение и коробки здания, и ку­ пола талантливый инженер Сергей Алек­ сандрович Полыгалнн. Трудиться приходи­ лось вручную, по десять часов в день, порой без выходных. И учиться было не у кого — строили первыми. Но — сделали! Для сооружения железобетонного купо­ ла были спроектированы специальные леса. Когда колоссальная работа была закончена, было боязно снимать их сразу: а вдруг ка­ кая-нибудь ошибка,, недочет?.. Оригинальные но конструкции леса опус­ кали постепенно: в первый день на три сан­ тиметра, потом на четырнадцать, на во­ семнадцать... Только сняли опалубку — ударили ран­ ние морозы. И железобетонную оболочку снова зашили досками, укрыли кошмой. А изнутри всю зиму .подогревали жаровнями с углем... К началу войны здание в основном было закончено. Война прервала работы. «Музы умолкают, когда говорят пушки». Опусте­ ла строительная площадка: люди ушли де­ лать мины в цеха заводов, ухаживать за ранеными в госпиталях, строить корпуса для новых предприятий. Музы умолкают?!.. Осенью 1942 года, когда бои шли на Вол­ ге, на Кавказе — именно в эти дни прави­ тельство приняло решение о завершении строительства театра в Новосибирске. Сов­ нарком включил его в число первоочеред­ ных строек. 7 февраля 1944 года театр принят прави­ тельственной комиссией и передан дирекции для эксплуатации. И тотчас же началось формирование труппы. Из Москвы и Ленинграда, из горо­ дов Сибири и Дальнего Востока ехали в Новосибирск певцы, музыканты, режиссеры, балетмейстеры, гримеры, художники. Предприятия города помогали монтиро­ вать оборудование. Коллектив слесарей- монтажников завода имени Чкалова рабо­ тал над механизацией устройства парадного и антрактного занавесов, изготовил и смон­ тировал приводные устройства к «им. Строи­ тельный цех сделал все детали станкового хозяйства. Из заводских коллективов художествен­ ной самодеятельности набирался хор, шел прием в балетную студию. В суровые военные годы единственной уважительной причиной для увольнения с предприятий города было — принят на ра­ боту в театр «перы и балета... Рождался огромный творческий орга­ низм — первый музыкальный театр на ог­ ромной территории от Урала до Тихого оке- ая 1 а. И такого масштаба событие было за­ ложено изначально в самом этом факте, что не было и нет пока другого театра, день рождения которого превратился бы в такое торжество.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2