Сибирские огни, 1976, №1
* , прос об органическом сочетании театраль ного действия с кино. Театр Курилко покрыт сверху куполом, края которого доходят до пола здания. К у пон этот... окрашен белой светоотражаю щей краской и создает экран для кино... В таком театре можно параллельно ве сти представление и на сцене, и на экране. Ставя «Кармен», например, вы свободно переносите действие... в Испанию. Вы развер тываете на куполе, над головами людей, на стоящее южное небо, вы окружаете зал сверкающими где-то на горизонте снеговы ми вершинами гор, вы заставляете пле скаться море у подножия близких холмов. Целым рядом декоративных и сценических деталей вы демонстрируете быт, природу, всю специфику страны: вы даете настоящую сигарную фабрику, настоящую картину прс- р изводства и настоящую толпу испанских ра ботниц на экране, которые затем частич но, группой сходят оттуда и уже в виде жи вых действующих лиц — актеров — появ ляются на сцене». Когда мы сегодня читаем эти строки, они вызывают у нас ассоциации с панорамным кино, со знаменитым чешским театром «Ла- терна-магика», который во времена не столь отдаленные несколько встряхнул каноны сценографии и породил бесчисленные ва риации на тему использования кинопроек ции в оформлении спектакля. То есть идея не умерла, зерно ее живет, доказав свою плодотворность. Но в те времена, сорок лет назад... Бывают гениальные догадки, которые ро дились чуть раньше своего времени. История строительства театра сложна и драматична. Уже был частично готов зна менитый амфитеатр, когда было принято решение перепроектировать здание в театр оперы и балета. Новосибирское отделение Союза архитекторов объявило конкурс на vi лучший проект наружного и внутреннего архитектурного оформления театра. В нем участвовали видные архитекторы-новоси бирцы. Город внимательно следил за судь бой театра: конкурсные проекты публикова лись в «Сибирских огнях». С 1936 года зда ние уже строится именно как оперный театр: оно было перепроектировано в мос ковской архитектурной мастерской, руково димой академиком Алексеем Викторовичем Щусевым. В частности, было предложено поднять на несколько метров основание купола, возвести позади него широкую плоскость, внутри здания — за счет умень шения зрительного зала — создать на всех этажах фойе. Тогда же, как своего рода вынужденная мера, был задуман и велико лепный потолок зрительного зала — это jBcero лишь акустический экран из прессо ванного картона, подвешенный на цепях и перекрывающий «открытый» купол. Но несмотря на все сложности, уникаль ное здание росло. И нужно помнить — воз- т водили его строители, в распоряжении кото- L рых из всех известных теперь механизмов были одни лишь лебедки. Большим событием в современном инже нерном искусстве было создание знамени того купола — подобных сооружений стра на наша тогда еще не знйла. Уникальное без- балочное куполообразное перекрытие рас считывалось инженером-конструктором Борисом Фердинандовичем Матэри в про ектной конторе «Гидрострой» под непо средственным руководством профессора Петра Леонтьевича Пастернака. А осуще ствлял возведение и коробки здания, и ку пола талантливый инженер Сергей Алек сандрович Полыгалнн. Трудиться приходи лось вручную, по десять часов в день, порой без выходных. И учиться было не у кого — строили первыми. Но — сделали! Для сооружения железобетонного купо ла были спроектированы специальные леса. Когда колоссальная работа была закончена, было боязно снимать их сразу: а вдруг ка кая-нибудь ошибка,, недочет?.. Оригинальные но конструкции леса опус кали постепенно: в первый день на три сан тиметра, потом на четырнадцать, на во семнадцать... Только сняли опалубку — ударили ран ние морозы. И железобетонную оболочку снова зашили досками, укрыли кошмой. А изнутри всю зиму .подогревали жаровнями с углем... К началу войны здание в основном было закончено. Война прервала работы. «Музы умолкают, когда говорят пушки». Опусте ла строительная площадка: люди ушли де лать мины в цеха заводов, ухаживать за ранеными в госпиталях, строить корпуса для новых предприятий. Музы умолкают?!.. Осенью 1942 года, когда бои шли на Вол ге, на Кавказе — именно в эти дни прави тельство приняло решение о завершении строительства театра в Новосибирске. Сов нарком включил его в число первоочеред ных строек. 7 февраля 1944 года театр принят прави тельственной комиссией и передан дирекции для эксплуатации. И тотчас же началось формирование труппы. Из Москвы и Ленинграда, из горо дов Сибири и Дальнего Востока ехали в Новосибирск певцы, музыканты, режиссеры, балетмейстеры, гримеры, художники. Предприятия города помогали монтиро вать оборудование. Коллектив слесарей- монтажников завода имени Чкалова рабо тал над механизацией устройства парадного и антрактного занавесов, изготовил и смон тировал приводные устройства к «им. Строи тельный цех сделал все детали станкового хозяйства. Из заводских коллективов художествен ной самодеятельности набирался хор, шел прием в балетную студию. В суровые военные годы единственной уважительной причиной для увольнения с предприятий города было — принят на ра боту в театр «перы и балета... Рождался огромный творческий орга низм — первый музыкальный театр на ог ромной территории от Урала до Тихого оке- ая 1 а. И такого масштаба событие было за ложено изначально в самом этом факте, что не было и нет пока другого театра, день рождения которого превратился бы в такое торжество.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2