Сибирские огни, 1976, №1
театр был приглашен один очень известный композитор, который и получил заказ на писать современный балет, с сюжетом се- годняшим, реальным. Прошел положенный срок, композитор принес свое сочинение. Это был балет из жизни... средневековой Испании. На обсуждении страсти разгорелись с но вой силой. Одни убежденно доказывали, что условнейшее из искусств не .может су ществовать вне сфер® сказочного, то есть условного. Другие пытались говорить о до селе неисследованных возможностях бале та. В пылу спора театральный художник 'М. Курилко, выхватив из кармана свежий номер «Правды», запальчиво крикнул: «Вот о чем надо делать спектакли!» И прочел вслух двадцатистрочную заметочку о том, как советские мо.ряки доставили в Шанхай груз пшеницы для китайских рабочих. Видимо, ответили ему что-то о таком ду хе: говорить, мол, всегда легче, а вот по пробуйте-ка сделать!.. Спор есть спор: художник заявил, что до кажет свою правоту. В 'воспоминаниях М. И. Курилко, храня щихся в музее Новосибирского театра опе ры и балета, есть и страницы, рассказываю щие о том, как рождался спектакль. Вече ром Михаил Иванович читал друзьям оче редную сочиненную им сцену. На следующий день они встречались вновь. Молодой композитор Р. Глиэр проигрывал на фортепьяно написанную им за ночь му зыку. Знаменитая балерина Е. Гельцер пы талась перекладывать это на язык хорео графии. А сидевший тут же И. Москвин ис кал режиссерский рисунок сцены. Премьера состоялась в нюне 1927 г. А в 1950 г. за создание балета «Красный мак» М. Курилко — автор либретто и оформле ния спектакля — получил Государственную премию. Нет, пожалуй, нужно рассказать еще ное-что... Репетиции балета шли в обстанов ке напряженной: было все — и недоверие, и недоброжелательность, и мрачные пред сказания. Тогда постановочная группа по шла па заводы и фабрики Москвы. Прямо в цехах рассказывали рабочим об искусстве хореографии, его выразительных средст вах, о событиях, которые легли в основу произведения. Тут же показывали готовые сцены. «Красный мак» готовился к десятилетию Октября. По соображениям чисто финансо вого плана дирекция неожиданно потре бовала ускорить события и сдать его в ню не. На первое представление собралась обычная «премьерная» публика. Холодное недружелюбное молчание царило в зале: ценители классического искусства не при няли дерзости по отношению к традициям. На другой день снова бурное обсужде ние. Встает вопрос о снятии спектакля с ре пертуара. И тут приходит известие: посту пают многочисленные оплаченные заявки с предприятий. Через два месяца попасть на «Красный мак» было невозможно... Он все-таки доказал, зуот упрямый чело век, что дыхание новой жизни должно вор ваться на сцену театра, раздвинуть ее при вычные рамки, заставить прислушаться к бурным и стремительным ритмам эпохи! Такое видение нового театра, театра ре волюции, М. И. Курилко и вложил в свой проект. Справочная книга «Весь Новосибирск» за 1931 год рассказывает: «Проектируемый театр будет удовлетво рять следующим условиям: 1. Зритель-слушатель будет окружен то варищами, будет всех видеть и пережги; ать видимое вместе с ними. Никаких перегоро док, партера, лож, галерей и т. д. (амфи театр Греции и Рима). 2. Общность зрительного зала и площад ки действия, никаких рамок, порталов и пр. 3. Зритель — среди оформления и действия. 4. Равные по качеству оптики и акусти ки места. 5. Свободный доступ зрителя на сцепу, никаких барьеров, рамп и проч. Контакт зрителя с артистом... 6. Полный охват зрителя действием. 7. Массовые действия». По этому проекту театр мыслился как грандиозное сооружение планетарио-лане- рзмного типа, пригодное не только, скажем, для представлений, но и для массовых ше ствий и '.анифестаций. Например, колонны демонстрантов 1 мая и 7 ноября должны были с Красного проспекта поворачивать к театру, по пандусам подниматься в здатте и — со всей техникой, со всем оформлени ем — проходить через сцену. Газета «Вечерняя Москва» в 1932 году писала: «Большое куполообразное здание — это зрительный зал. Круглый, напоминаю щий планетарий, он не похож на обычные залы наших театров. Внутри его несколько рядов партера и поднимающийся Далеко вверх амфитеатр. Лож, балкона и «галер ки» нет совсем.... Театр делится как бы на три части. И это не случайно. Такая конструкция цели ком отвечает... основной идее... Идея со вмещения трех типов театра: театра глу бинной сцены, театра с ареной посреди зрительного зала и театра планетарно-пано рамного типа. Театр глубинной сцены — это обычный наш театр, хотя и с несколько необычным видом зрительного зала, который, будучи отрезан занавесом, приобретает вид шара с отпавшим сегментом. Представьте себе, что по ходу действия, ну хотя бы оперы «Кармен», режиссеру, за хотелось бы показать арену, на которой сражается тореадор. Невозможно? Возможно вполне... стоит только нажать специальный рычаг, и... на полукруг пола сцепы, повернувшись, отъедет партер, и пе ред вами посредине зрительного зала арена. ...Арена в этом цирке опускается. Сво бодное пространство наполняется водой, и тогда посредине зала — бассейн». А вот как рассказывал о воэмржиостях театра Курилко журнал «Прожектор» в том же 1932 году: «...проектом Курилко предусмотрен зо-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2