Сибирские огни, 1976, №1

театр был приглашен один очень известный композитор, который и получил заказ на­ писать современный балет, с сюжетом се- годняшим, реальным. Прошел положенный срок, композитор принес свое сочинение. Это был балет из жизни... средневековой Испании. На обсуждении страсти разгорелись с но­ вой силой. Одни убежденно доказывали, что условнейшее из искусств не .может су­ ществовать вне сфер® сказочного, то есть условного. Другие пытались говорить о до­ селе неисследованных возможностях бале­ та. В пылу спора театральный художник 'М. Курилко, выхватив из кармана свежий номер «Правды», запальчиво крикнул: «Вот о чем надо делать спектакли!» И прочел вслух двадцатистрочную заметочку о том, как советские мо.ряки доставили в Шанхай груз пшеницы для китайских рабочих. Видимо, ответили ему что-то о таком ду­ хе: говорить, мол, всегда легче, а вот по­ пробуйте-ка сделать!.. Спор есть спор: художник заявил, что до­ кажет свою правоту. В 'воспоминаниях М. И. Курилко, храня­ щихся в музее Новосибирского театра опе­ ры и балета, есть и страницы, рассказываю­ щие о том, как рождался спектакль. Вече­ ром Михаил Иванович читал друзьям оче­ редную сочиненную им сцену. На следующий день они встречались вновь. Молодой композитор Р. Глиэр проигрывал на фортепьяно написанную им за ночь му­ зыку. Знаменитая балерина Е. Гельцер пы­ талась перекладывать это на язык хорео­ графии. А сидевший тут же И. Москвин ис­ кал режиссерский рисунок сцены. Премьера состоялась в нюне 1927 г. А в 1950 г. за создание балета «Красный мак» М. Курилко — автор либретто и оформле­ ния спектакля — получил Государственную премию. Нет, пожалуй, нужно рассказать еще ное-что... Репетиции балета шли в обстанов­ ке напряженной: было все — и недоверие, и недоброжелательность, и мрачные пред­ сказания. Тогда постановочная группа по­ шла па заводы и фабрики Москвы. Прямо в цехах рассказывали рабочим об искусстве хореографии, его выразительных средст­ вах, о событиях, которые легли в основу произведения. Тут же показывали готовые сцены. «Красный мак» готовился к десятилетию Октября. По соображениям чисто финансо­ вого плана дирекция неожиданно потре­ бовала ускорить события и сдать его в ню­ не. На первое представление собралась обычная «премьерная» публика. Холодное недружелюбное молчание царило в зале: ценители классического искусства не при­ няли дерзости по отношению к традициям. На другой день снова бурное обсужде­ ние. Встает вопрос о снятии спектакля с ре­ пертуара. И тут приходит известие: посту­ пают многочисленные оплаченные заявки с предприятий. Через два месяца попасть на «Красный мак» было невозможно... Он все-таки доказал, зуот упрямый чело­ век, что дыхание новой жизни должно вор­ ваться на сцену театра, раздвинуть ее при­ вычные рамки, заставить прислушаться к бурным и стремительным ритмам эпохи! Такое видение нового театра, театра ре­ волюции, М. И. Курилко и вложил в свой проект. Справочная книга «Весь Новосибирск» за 1931 год рассказывает: «Проектируемый театр будет удовлетво­ рять следующим условиям: 1. Зритель-слушатель будет окружен то­ варищами, будет всех видеть и пережги; ать видимое вместе с ними. Никаких перегоро­ док, партера, лож, галерей и т. д. (амфи­ театр Греции и Рима). 2. Общность зрительного зала и площад­ ки действия, никаких рамок, порталов и пр. 3. Зритель — среди оформления и действия. 4. Равные по качеству оптики и акусти­ ки места. 5. Свободный доступ зрителя на сцепу, никаких барьеров, рамп и проч. Контакт зрителя с артистом... 6. Полный охват зрителя действием. 7. Массовые действия». По этому проекту театр мыслился как грандиозное сооружение планетарио-лане- рзмного типа, пригодное не только, скажем, для представлений, но и для массовых ше­ ствий и '.анифестаций. Например, колонны демонстрантов 1 мая и 7 ноября должны были с Красного проспекта поворачивать к театру, по пандусам подниматься в здатте и — со всей техникой, со всем оформлени­ ем — проходить через сцену. Газета «Вечерняя Москва» в 1932 году писала: «Большое куполообразное здание — это зрительный зал. Круглый, напоминаю­ щий планетарий, он не похож на обычные залы наших театров. Внутри его несколько рядов партера и поднимающийся Далеко вверх амфитеатр. Лож, балкона и «галер­ ки» нет совсем.... Театр делится как бы на три части. И это не случайно. Такая конструкция цели­ ком отвечает... основной идее... Идея со­ вмещения трех типов театра: театра глу­ бинной сцены, театра с ареной посреди зрительного зала и театра планетарно-пано­ рамного типа. Театр глубинной сцены — это обычный наш театр, хотя и с несколько необычным видом зрительного зала, который, будучи отрезан занавесом, приобретает вид шара с отпавшим сегментом. Представьте себе, что по ходу действия, ну хотя бы оперы «Кармен», режиссеру, за­ хотелось бы показать арену, на которой сражается тореадор. Невозможно? Возможно вполне... стоит только нажать специальный рычаг, и... на полукруг пола сцепы, повернувшись, отъедет партер, и пе­ ред вами посредине зрительного зала арена. ...Арена в этом цирке опускается. Сво­ бодное пространство наполняется водой, и тогда посредине зала — бассейн». А вот как рассказывал о воэмржиостях театра Курилко журнал «Прожектор» в том же 1932 году: «...проектом Курилко предусмотрен зо-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2