Сибирские огни, 1976, №1
ИЕКЯССТВО М. Зеленская СИБИРСКИЙ БОЛЬШОЙ В 1937 году на Всемирной выставке в П а риже внимание публики привлекли макет и технический проект театра площадью в 11,7 тысячи квадратных метров со зрительным залом на две тысячи мест и сценой высотой в многоэтажный дом. Самым впечатляющим было то, что сооружался такой гигант не где-нибудь, а в Сибири! Пресса Америки, Англии, Франции дала тогда восторженные отзывы о работе совет ских архитекторов, инженеров. Но нашлись и скептики, относившиеся к проекту с иро нической ухмылкой. Немецкие журналисты, например, утверждали, что с таким гранди озным сооружением русским, конечно, не справиться... А тем временем в городе на Оби уже во всю шла работа! Здесь осуществлялось од но из решений 111 съезда Советов Западно- Сибирского края. На старой, пыльной ба зарной площади возводился символ нового, завтрашнего города — огрошюе здание театра. Точнее, тогда, в первые годы, его еще ие называли театром. В 1928 году был создан комитет содействия строительству Дома науки и культуры — комсод — во главе с заместителем председателя крайисполкома Иваном Григорьевичем Зайцевым. Комитет первым делом должен был найти соответ ствующий замыслу проект. Недостатка в предложениях не было, но комсод отвергал их одно за другим, не обнаружив в проек тах «изюминки». Наконец в мае 1931 года на свет появля ется такой документ: «Комитет содействия постройке Дома науки и культуры пригла шает Вас 22 мая в 5 1/2 часов дня на тор жественную закладку цеха культуры (быв шая базарная площадь)». Так было положено начало строительст ву Дома науки и культуры. Первый проект создан Михаилом Ивано вичем Курилко. Он был в то время худож ником Большого театра в Москве. Личность чрезвычайно яркая, самобытная. Еще в пя том классе гимназии Курилко стал членом подпольного марксистского кружка. Из седьмого класса был исключен за то, что протестовал против гимназических поряд ков и, в частности, против преподавания закона божьего. В 1905 году, будучи сту дентом Академии художеств, стал одним из членов стачечного комитета и организа тором трехдневной забастовки в Академии. В 1907 году Курилко участвует в перевоз ке оружия через границу. А когда по окон чании Академия его послали за рубеж для совершенствования мастерства, он после уроков у И. Репина бегал на собрания рус ских политэмигрантов послушать А. Луна чарского. В 1913 году вернулся в Россию, революцию встретил в Петрограде, участ вовал в создании новых организаций 1 И"тел- лигенции. Потом переехал в Москву. И вот уж совсем неожиданная страница биографии: Михаил Иванович Курилко был автором либретто первого советского бале та, теперь уже ставшего классикой — «Красный мак». Спектакль этот родился как своеобразный аргумент в остром опоре о судьбах балета: нужен ли, понятен ли этот вид искусства новому зрителю. Курил ко был в числе тех, кто доказывал: нужен, необходим. Впрочем, история эта настолько любопытна, что хочется рассказать по дробнее. В двадцатые годы Малый Совнарком принял безапелляционное решение: изъять из репертуара Большого театра балетные спектакли, ибо новому зрителю непонятно и чуждо это внесоциальное искусство, рас сказывающее красивые, одурманивающие сказки из жизни принцев и принцесс. Да, время... Одно было ясно: нового, мас сового зрителя нужно подготовить, нау чить, убедить. А начинать лучше с того, что ему понятно, что волнует, греет его. Дирекция Большого театра делает по пытку разрешить конфликтную ситуацию. В
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2