Сибирские огни, 1976, №1
«ый вопрос в Пруссии и немецкая рабочая партии», чтобы увидеть полное совпадение взглядов: «Что же касается самого всеоб щего и прямого избирательного права, то стоит только отправиться во Францию, что бы убедиться, какие безобидные выборы можно проводить при его помощи, когда имеется многочисленное тупое сельское на селение, хорошо организованная бюрокра тия, хороню вышколенная пресса, союзы, в достаточной степени придавленные поли цией, и совершенно нет никаких политиче- I ских собраний», В цикле «Мелочи жизни», не самом ярком произведении Салтыкова-Щедрина, тем не менее заключены важнейшие идеи, отноше- , иле великого сатирика к некоторым теоре тическим проблемам социализма: «Ошибка | утопистов заключалась в том, что они, так • сказать, усчитывали будущее, уонащая его мельчайшими подробностями... Фурье прови дел ненужных антильвов и а-нтиакул и не провидел ни железных дорог, ни телеграфа, которые несравненно радикальнее влияют на ход человеческого развития, нежели ач- тидывы. Его смущал вопрос об удалении не чистот из помещений фаланстеров, и для разрешения его он прибегнул к когортам са моотверженных, тогда как в недалеком бу дущем дело устроилось проще — при помо щи ватерклозетов, дренажа, сточных труб... Большинство его последователей было тако во, что придерживалось именно буквы уче ния и, в особенности, настаивало на подроб ностях. В результате оказалось явное проти воречие с беспрерывно нарастающими жиз ненными требованиями, а за противоречием последовало недоверие, смех, надругательст ва. Великие основные идеи о привлекатель ности труда, о гармонии страстей, об обще доступности жизненных благ и проч. были заслонены провиденциями, регламентацией и, в конце концов, забыты или, по крайней мере, рассыпались по мелочам». Кроме всего прочего, это еще прекрасный анализ причин и следствий, происходящих от компрометации великих идей их чрезмер ной регламентацией. Это защита социали стических идей от вульгаризаторов из самой среды социалистов. Ту же мысль Салтыков-Щедрин развивает в письме Е. И. Утину: «Мне кажется, что писатель,.имеющий в виду не одни интере сы минуты, не обязывается выставлять иных идеалов, кроме тех, которые исстари волну ют человечество. А именно: свобода, равно правность и справедливость... Читая роман Чернышевского «Что делать?», я пришел к заключению, что ошибка его заключалась именно в том, что он чересчур задался -прак тическими идеалами. Кто знает, будет ли оно так! И можно ли назвать указываемые в романе формы жизни окончательными? Ведь и Фурье был великий мыслитель, а вся прикладная часть его теории оказывается более или менее несостоятельною, и оста ются только -неумирающие общие положе ния». Так он отозвался о книге своего ближай шего соратника, -не без основания опасаясь, что великие революционные идеи Черны шевского могут быть скомпрометированы вульгаризаторами, которые по скудостл ума, даже при полной искренности, способ ны ухватиться только за «прикладную часть». И снова как близок оказывается Салты ков-Щедрин к марксистским положениям, если сопоставить эти его мысли с -интервью, которое Энгельс дал корреспонденту фран цузской газеты «Фига.ро» 11 мая 1893 года: «У -нас нет конечной цели. Мы с т о р о н н и ки п о с т о я н н о г о , н е п р е р ы в н о г о р а з в и т и я , и мы -не намерены диктовать человечеству какие-то окончательные зако ны. Заранее готовые мнения относительно деталей организации будущего общества? Вы и намека .на них не найдете у нас. Мы будем уже удовлетворены, когда нам удаст ся передать средства производства в руки -всего общества»... Литераторский подвиг Салтыкова-Щедри на был для него неимоверно тяжек. Неда ром он восклицал в «Мелочах жизни»: «Ах, это писательское ремесло! Это не только му ка, но целый душевный ад». Он почти ни одной своей работы не увидел напечатанной полностью так, как написал ее. Он пережил собственную ссылку, арест Чернышевского, закрытие «Современника». И тем не менее именно он возгласил литературе самую ве ликую осанну: «Если б не было литературы, этого един ственного сборного пункта, в котором мысль человеческая может оставить прочный след, ты ходил бы теперь .на четвереньках, оброс ший шерстью, лакал бы болотную воду, пи тался бы сырыми злаками и а-крида-ми... Все удобства, наслаждения и утешения высше го разряда, все, чего требует пытливость ума, развитость вкуса, чуткость чувства,— все это опять-таки идет оттуда, а не из цир куляров и предписаний, как бы последние ни были в своей сфере полезны... Одна ли тература имеет привилегию «гласить во все концы», она одна имеет дар всех соединять под сению своею, всем давать возможность вкусить от сладостей общения... И чиновни ки, и помещики, и крепостные дела-— все это проходит, тает, яко book, и исчезает, яко дым. Одна литература не преходит и не исчезает, и это свойство неп-реходимости со общает ее свидетельству особенную неотра зимость и непререкаемость». Сочинения М. Е. Салтыкова-Щедрина- на всегда вошли в национальное восприятие русского народа. Они, с их свойством «не преходимости». живут в сознании -всего со ветского народа как новой исторической об щности. 0.ни обладают великой очищающей силой, столь близкой социалистическому об ществу, которое впервые на земле утвердило принцип непрерывного развития и совершен ствования «идеи демократизма».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2