Сибирские огни, 1976, №1
Салтыков-Щедрин был самым преследуе мым цензурой из русских классиков. И вот, читая том за томом, все отчетливей зада ешься вопросом: а в чем же то самое ядро его творчества, которое было так ненавист но официозной критике, в котором она ви дела главную опасность для устоев? Ведь и Гоголь был сатириком, и Лев Толстой нахо дился в оппозиции к государственным ин ститутам самодержавия. Но Николай I, как известно, довольно снисходительно принял «Ревизора», однако отправил в ссылку Сал тыкова-Щедрина за юношеские повести. Выше было приведено мнение главного цензора А. Г. Петрова, дозволившего публи кацию «Современной идиллии» на том осно вании, что в ней выведены «самые низшие слои общества и администрации». Созна тельно или бессознательно— мы не знаем — он преуменьшил масштабность типизации в этом произведении вопреки мнению цензора Лебедева, который увидел тут «протест про тив чрезмерного гнета со стороны прави тельства на мыслящее население». Критик Суворин узрел в «Истории одного города» стремление «поглумиться, позлосло вить» над массами, над «бедными, унижен ными» глуповцами. О «Благонамеренных речах» газета «Гражданин», .издаваемая мо нархистом князем Мещерским, писала: «...где та натура, с которой г. Щедрин спи сал эти гадкие лица, которые, во всяком случае, типического не имеют ровно ниче го?». Итак, слово названо. Да, царская цензура и реакционная критика боролись, прежде всего, с социально-политическими обобщени ями, которые в плане идейно-художествен ном проявлялись как мощнейшая типизация. У В. И. Ленина в статье «В лакейской» есть блестящее определение социального ти па: «Лакею полагается по должности фрач ный костюм, цивилизованная внешность и соответственные манеры, белые перчатки. Лакею разрешается известное иародолюбие: с одной стороны, это .неизбежно, ибо среда, поставляющая лакеев, должна быть силь но нуждающейся; с другой стороны, это да же выгодно для барина, ибо дает возмож ность ему «упражнять» свою благотвори тельность... Свойственная лакейскому положению не обходимость соединять очень умеренную до зу народолюбия с очень высокой дозой по слушания и отстаивания интересов барина неизбежно .порождает характерное для ла кея, как социального типа, лицемерие. Дело тут именно в социальном тине, а не в свой ствах отдельных лиц. Лакей .может быть че стнейшим человеком, образцовым членом своей семьи, превосходным гражданином, но он неминуемо осужден на то, чтобы ли цемерить, поскольку основной чертой его профессии является соединение интересов барина, которому он «обязался» служить «верой и правдой», с интересами той среды, из которой рекрутируется прислуга. ...главное свойство лакея, как социального типа, суть лицемерие и трусость. Именно эти свойства являются самыми существенными, с точки зрения наемных ра бов и всей массы трудящихся в любом капи талистическом обществе». Все типы, созданные Салтыковым-Щедри ным, исчерпывающе исследованы именно по этой методе социального анализа. Они не просто некие .психологические комплексы,— неизвестно почему и как сложившиеся,— а такие индивидуумы, каждая черточка, ха рактера которых выведена из их социаль ной среды и воздействия на них обществен ного строя. В «Господах ташкентцах» о,н писал; «Понять и разъяснить эти типы— значит понять и разъяснить типические черты самого положения, которое ими не только не заслоняется, .но, напротив того, с их помощью делается более наглядным и рельефным». Когда во вступительной статье Е. И. По- кусаев приводит слова М. Горького — «это не смех Гоголя, а нечто гораздо более оглу шительно-правдивое, более глубокое и могу чее»,— то сначала как-то обижаешься за Го голя. Но вот дальше цитируется Чернышев ский: «Никто (если употреблять громкие вы ражения) не карал наших общественных язв с большею беспощадностию»; а рядам—ста рый большевик М. С. Ольминский, который говорил Ленину о том, что Салтыков-Щед рин родил «столько смеха на земле, может быть, больше, чем кто бы то ни был другой из живших на .ней, не исключая Аристофана, Рабле, Свифта, Вольтера и Гоголя». И задумываешься над этой единой оцен кой, данной столь разными людьми. Впрочем, сам Салтыков-Щедрин прекрас но понимал свою миссию в .развитии русской литературы как следующий шаг после Го голя: «Гоголевская сати.ра сильна была ис ключительно на почве личной и психологи ческой; ныне же арена сатиры настолько расширилась, что психологический анализ отошел па второй план, вперед же выступи ли сила вещей и разнообразнейшие отноше ния к ней человеческой личности». Салтыков-Щедрин непрестанно внедрялся в социальные и политические структуры своего времени, именно та.м находя истоки своих сатирических типов. И это как раз бы ло самым страшным для царской цензуры, ибо, опять же говоря его словами, «ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан и что по поводу его уже раз дался смех». Он прекрасно сознавал гигантскую силу своей социальной типизации. В «Благонаме ренных речах» изображена ретроградная га зета под названием «Старейшая Всероссий ская Пе-нкоенимательница». В этой газете, которая тоже типизирует официозные и пре смыкающиеся перед правительством органы печати, мы читаем: «Рассматривая, напри мер, поступок городового бляха № ООО, мы никак не упустим, чтобы- не зацепить по- до роге и весь почтенный институт городовых. Понятно, какое раздражение должен поро дить подобный неосновательный образ дей ствий не только в г.'Г. городовых, но и в г.г. участковых, и в околоточных надзирателях, ■их непосредственных -начальниках. Поэтому, ввиду благодетельного поворота нашей ли тературы в смысле пенкоснимательства, мы не обинуясь и во всеуслышание говорим: не раздражайте! Говорите сколько угодно о
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2