Сибирские огни, 1976, №1
жат.ся и важные обобщения на высшем уровне современного литературоведения, и обильнейший фактический материал. Бога то даны сведения из истории создания и пу бликации каждого произведения, цензурная судьба его, отзывы о нем печати того време- ни, пояснения к тексту, связывающие его с фактами идейной жизни и политического быта эпохи, раскрытие иносказаний я глав ных образав-метафор, их реальной подо плеки, определение живых прообразов да же самых фантастических персонажей. Весь научный аппарат Собрания воссоздает са мую почву, на которой возрастало творчест во Салтыкова-Щедрина, самую атмосферу, которую вбирали в себя его произведения. Например, комментарий к «Губернским очеркам» представляет целое исследование. Здесь характеризуется переломная эпоха конца 50-х годов X IX века, приводятся сло ва Ф. М. Достоевского, как бы включающие это первое крупное произведение Салтыко ва-Щедрина в прямую связь со временем: «О, тогда было такое радостное, полное на дежд время! Ведь выбрал же г. Щедрин минутку, когда явиться...». Дальше идет ин тересная история создания и публикации «Губернских очерков», опровергаются неко торые старые воспоминания, уточняются да ты и подробности, критически анализируют ся мнения Л. Ф. Пантелеева и А. Н. Пыпи- на, приводится отрицательный отзыв Тур генева, которому поверил Некрасов и, поте ряв в данном случае свое необыкновенное редакторское чутье, отказался публиковать в «Современнике» это произведение. В «Письмах к тетеньке» есть такая фра за: «...ничего нам не нужно, кроме утираю щего слезы жандарма». Эта сатирическая фраза прекрасна сама по себе. ,Но реальный комментарий еще усиливает ее смысл, раз венчивающий казенное лицемерие. В ту по ру широко был известен такой факт: когда назначенный управляющим I I I отделением Бенкендорф спросил царя, в чем будут за ключаться его обязанности, то Николай I протянул ему платок: «Вот, отирай им сле зы вдовых, сирых и всех несчастных». Комментарии подробно воспроизводят по литическую обстановку и активное участие Салтыкова-Щедрина в идейно-политической борьбе тех лет. Некрасов не принял «Гу бернских очерков», а вскоре он и Черны шевский признали в Салтыкове-Щедрине ближайшего соратника, и Щедрин заменил в «Современнике» арестованного Черны шевского, встал на опасный пост редактора взамен умершего Некрасова, после закры тия правительством «Современника» муже ственно возглавил «Отечественные запис ки», продолжая все ту же революционно- демократическую линию. Многочисленные документы, щедро'вклю ченные в научный аппарат, раскрывают лю бопытную картину отношения цензуры, а значит и правительства, к произведениям са тирика. Как известно, за юношеские повести «Противоречия» н «Запутанное дело» он был Николаем I сослан в Вятку. В конце 50-х годов, когда Александр II стал гото вить отмену крепостного права, появились даже благожелательные отзывы правитель ственных чиновников на новые работы Сал тыкова-Щедрина. Министр просвещения в докладе царю одобрял очерк «Скрежет зу бовный» за сатиру «на страсть красоваться и ораторствовать, злоупотребляя громкими ■ словами, которыми нередко прикрываются весьма непохвальные стремления». Благоже лательно были встречены и «Губернские очерки», ибо они выводили галерею замше лых крепостников, сопротивляющихся ма лейшим переменам, а Александр II в ту по ру видел в критике частных недостатков отдушину, через которую выходила энергия, не скапливаясь для взрыва. Салтыков-Щедрин один из первых, вместе с Чернышевским, понял весь обман рефор мы 1861 года и начал со всей яростной страстью разоблачать его. И вот в коммен тариях все чаще появляется пометка: «При жизни не публиковалось». Это касается та ких произведений, как «Тихое пристанище», «Глуповское распутство», «Каплуны», пьеса «Тени». Цензор И. И. Лажечников запреща ет статью «Стихотворения Кольцова». Цен зор И. А. Гончаров докладывает о статье «Наша общественная жизнь» как о «замеча тельной по запутанности, темноте, очевидно проистекающей из желания автора сказать больше, чем дозволяет цензура». Сейчас, по прошествии целого столетия, мы воспринимаем И. И. Лажечникова, авто ра антидеспотического романа «Ледяной дом», и особенно И. А. Гончарова как впол не добропорядочных классиков русской ли тературы. Комментарии раскрывают перед нами живую историю в неприкрашенной сложности, в идейной борьбе между писате лями той эпохи. Это ведь и есть единствен но научный подход к истории. По поводу «Современней идиллии», кото рая, кстати, сейчас инсценирована С. В. Ми халковым и поставлена Г. А. Товстоного вым, цензор И. Е. Лебедев писал: «...весьма явственно сквозит полное недовольство су ществующими у нас порядками и протест против чрезмерного гнета со стороны прави тельства на мыслящее население». Эту по весть спасло для публикации мнение пред седателя цензурного комитета А. Г. Петро ва: «В настоящем сатирическом очерке вы ведены представители самых низших слоев общества я администрация, отличающиеся почти идиотизмом и тупоумным отношени ем к общественным вопросам». Петров счел «возможным допустить его к печати». Но «допускали к печати» Салтыкова-Щед рина в большинстве случаев с сильными ис кажениями и многочисленными вьгчерками. В статье Е. И. Покусаева сказано: «Лите ратурное наследие Салтыкова-Щедрина до сталось советскому обществу в состоянии значительно худшем, чем наследие других русских классиков... Ни один из русских пи- сателей-современников Салтыкова-Щедрина не испытал на себе таких цензурных гоне ний и беспощадных расправ... Освобожде ние щедринской сатиры и публицистики от цензурных искажений — сложная и полно стью неразрешимая задача». Вероятно, и это обстоятельство — необхо димость тщательно восстановить по рукопи сям и корректурам подлинный текст, осво
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2