Сибирские огни, 1976, №1

К 150-летию со дня рождения М . Е. Салтыкова-Щедрина Анатолий Никульков ЧИТАЯ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИИ (Заметки Случилось в моей жизни так, что всего Салтыкова-Щедрина я прочитал только те­ перь, как говорится, на склоне лет, когда вышло его 20-томное Собрание сочинений, подготовленное и выпущенное Гослитизда­ том совместно с Пушкинским Домом. Нет, конечно, я знал и «Историю одного города», и «Господ Головлевых», и сказки, и «По­ шехонскую старину». Со школьных лет во­ шли в мой лексикон «премудрый пескарь», «Иудушка Головлев», «глуповцы», «орган­ чик», а позже — «государственный младе­ нец», «пенкосниматели», «помпадур». Все чаще и чаще Салтыков-Щедрин втор­ гался в мое сознание даже тогда, когда я не открывал его книг,— цитатами в речах государственных деятелей, в публицистиче­ ских статьях, фельетонах. И с годами все острей становилось ощущение, что мне, в сущности, неведома вся мощь и неисчер­ паемость его гения, что я лишь едва при­ коснулся к нему поверху. Ведь даже про знаменитых «мальчика в штанах», и «маль­ чика без штанов» я прежде прочитал у Ле­ нина, который использовал эти образы для политических характеристик, а уж потом они встретились мне, как знакомые, в цик­ ле «За рубежом». Это постоянное явление Салтыкова-Щед­ рина вроде как со стороны, через вторые ру­ ки, только обостряло чувство неполноценно­ сти собственного культурного комплекса, провала в нем. Это чувство было очень от­ четливым: какой же я русский культурный человек, да еще писатель, если не вполне знаю одного из великих гениев своей земли, если не обогатился им в той же степени, как писателя) обогатился Пушкиным, Гоголем, Толстым, Достоевским, Горьким! Между прочим, я без особого труда убе­ дился, что многие мои коллеги и просто вполне культурные знакомые, сносно осво­ ившие классику, мало знают Салтыкова- Щедрина и что в этом неловком случае я не был одинок. Он совершенно равнодушен к тому, чтобы завлечь читателя хоть какими-то сюжетны­ ми хитросплетениями, его чтение требует больше, чем чтение любого другого класси­ ка, определенной исторической и идейной подготовки. Немаловажно и то, что первое его Собрание сочинений издавалось перед самой войной, завершилось уже в 1941 году и широко не проникло в читающую публи­ ку. Мне, например, только иногда попада­ лись разрозненные тома того Собрания. И вот, наконец, мы снова имеем действи­ тельно научное издание сочинений великого сатирика, которое, как говорится в преди­ словии, «является наиболее полным из всех существующих и включает в себя все изве­ стные в настоящее время произведения пи­ сателя, как законченные, так и незавер­ шенные». Выходить оно начало в 1965 году и едва успело завершиться к нынешнему юбилею. 20 томов за 10 лет! — это подписное изда­ ние, вероятно, побило все рекорды медли­ тельности. И разве что единственным оправ­ данием является превосходный результат. Во вступительной статье Е. И. Покусаева «М. Е. Салтыков-Щедрин (очерк творчест­ ва)», в статьях к каждому тому, в текстоло­ гических заметках и комментариях содер

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2