Сибирские огни, 1976, №1
К 150-летию со дня рождения М . Е. Салтыкова-Щедрина Анатолий Никульков ЧИТАЯ СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИИ (Заметки Случилось в моей жизни так, что всего Салтыкова-Щедрина я прочитал только те перь, как говорится, на склоне лет, когда вышло его 20-томное Собрание сочинений, подготовленное и выпущенное Гослитизда том совместно с Пушкинским Домом. Нет, конечно, я знал и «Историю одного города», и «Господ Головлевых», и сказки, и «По шехонскую старину». Со школьных лет во шли в мой лексикон «премудрый пескарь», «Иудушка Головлев», «глуповцы», «орган чик», а позже — «государственный младе нец», «пенкосниматели», «помпадур». Все чаще и чаще Салтыков-Щедрин втор гался в мое сознание даже тогда, когда я не открывал его книг,— цитатами в речах государственных деятелей, в публицистиче ских статьях, фельетонах. И с годами все острей становилось ощущение, что мне, в сущности, неведома вся мощь и неисчер паемость его гения, что я лишь едва при коснулся к нему поверху. Ведь даже про знаменитых «мальчика в штанах», и «маль чика без штанов» я прежде прочитал у Ле нина, который использовал эти образы для политических характеристик, а уж потом они встретились мне, как знакомые, в цик ле «За рубежом». Это постоянное явление Салтыкова-Щед рина вроде как со стороны, через вторые ру ки, только обостряло чувство неполноценно сти собственного культурного комплекса, провала в нем. Это чувство было очень от четливым: какой же я русский культурный человек, да еще писатель, если не вполне знаю одного из великих гениев своей земли, если не обогатился им в той же степени, как писателя) обогатился Пушкиным, Гоголем, Толстым, Достоевским, Горьким! Между прочим, я без особого труда убе дился, что многие мои коллеги и просто вполне культурные знакомые, сносно осво ившие классику, мало знают Салтыкова- Щедрина и что в этом неловком случае я не был одинок. Он совершенно равнодушен к тому, чтобы завлечь читателя хоть какими-то сюжетны ми хитросплетениями, его чтение требует больше, чем чтение любого другого класси ка, определенной исторической и идейной подготовки. Немаловажно и то, что первое его Собрание сочинений издавалось перед самой войной, завершилось уже в 1941 году и широко не проникло в читающую публи ку. Мне, например, только иногда попада лись разрозненные тома того Собрания. И вот, наконец, мы снова имеем действи тельно научное издание сочинений великого сатирика, которое, как говорится в преди словии, «является наиболее полным из всех существующих и включает в себя все изве стные в настоящее время произведения пи сателя, как законченные, так и незавер шенные». Выходить оно начало в 1965 году и едва успело завершиться к нынешнему юбилею. 20 томов за 10 лет! — это подписное изда ние, вероятно, побило все рекорды медли тельности. И разве что единственным оправ данием является превосходный результат. Во вступительной статье Е. И. Покусаева «М. Е. Салтыков-Щедрин (очерк творчест ва)», в статьях к каждому тому, в текстоло гических заметках и комментариях содер
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2