Сибирские огни, 1976, №1
ной, если она изматывает, может осто чертеть...» Андрюха, «видя, как из последних сил работает Сеня, как тяжелели веки у Генна дия», думал о «научной организации труда на базе полной автоматизации производст венных и управленческих процессов». И «старая гвардия» Багратион Петрович Свиридов, чувствуя, как ноют, мозжат ко сти искалеченной ноги, вспоминая, как охо тился за ним стрелок дивизии «Эдельвейс», думает: «Но опять же без работы — какая жизнь? И зачем мне она тогда, жизнь?.. Без бригады, без цеха, без таких вот авра лов? Аврал он тот же бой. Тут все кипит, тут чувствуешь, что живешь, что нужен... Ведь машина-то наша, как хлеб, нужна. Формовщики, поди, ждут ее не дождутся. Им, может, потруднее, чем нам, для них она,. матушка,— спасение!» Это — из «Ро ман-газеты». А вот как об этом же в первом варианте: «Но куда денешься? Надо. Мне надо. Другим надо. Машина-то, как хлеб, нужна...» Как видите, послушался писатель совет чиков («Надо, значит, надо»!!!) и приписал старому рабочему в новом варианте пове сти утверждение, что он, якобы, жить не может «без таких вот авралов!» Дескать, тогда только и «чувствуешь, что живешь, что нужен...» Ой ли? Едва ли так выскажет ся кадровый рабочий. Для него тоже ну жен, и больше, чем для Пашки, Панкрато ва, Сени и даже Андрюхи с Геннадием, порядок на заводе и в цехе. И если гово рить о демократии, то такие рабочие и яв ляются застрельщиками борьбы за четкий ритм производственного процесса. За поря док, если даже он и не будет подкреплен материальными стимулами. Конечно, он по радуется премии, так как премия— лицо его труда, а не ублажение взбалмошной супруги, как у мастера, или обычная плата за «вкалывание», как у Пашки и ему подобных. Итак, проведено «закрытое» собрание бригады, на котором каждый высказал свое сокровенное. И много ли в этом коллективе активных штыков? Багратион, Андрюха, Геннадий, ну... и в какой-то мере— мастер. Это актив, это предтеча будущего коллек ти-ва, если он будет правильно развиваться А Пашка, Сеня, Панкратов — его балласт, гири на ногах коллектива в пути его разви тия к социальной активности. Они более нсего заинтересованы в штурме, так как единственным движителем их действий яв ляется экономический стимул в его извра щенной форме — «на бочку». И только по этой причине они заинтересованы выдать машину до первого числа последующего за штурмовщиной месяца. А в жизни? Так они даже самые активные, если иметь в виду возмущение единицы, за которое ратует Б. Анашенков. Они без рубля не пойдут на штурм, скажут: «В белых тапочках я видел гебя... Чтобы даром «вкалывать»!» Только так. Эти «активисты» иначе не умеют, а точнее — ни за что не желают. О взаимоот ношениях между этими двумя группами в коллективе А. Черноусое промолчал, если не считать мало- о чем говорящих реплик. Если же вызвать всех без исключения чле нов бригады на самый откровенный разго вор, то коллектив совсем рассыплется, так как его, кроме процесса труда, ничто боль ше не объединяет. Его еще нет, настоящего коллектива. В нем есть только задатки на будущий коллектив, который начал фор мироваться из Геннадиев, Андреев Зубко вых, Витек Юрьевых, Багратионов Петрови чей во главе с Поликашшшми, но не с темн мастерами, которые «ьшче есть в лите ратуре. Остальные же перевариваются в этих коллективах и будут перевариваться, чтобы стать рабочими, а не «работягами». С точки зрения большой и непрерывной дискуссии поиск молодых литераторов, пред ставленных «Роман-газетой» миллионам читателей нашей страны, ведется, в основ ном, в правильном направлении. Герои их произведений, в меру присущей им актив ности, живут делами и заботами нашего времени — времени свершения научно-тех нической революции. Поэтому произведения эти и не прошли мимо раздумий современ ной критики. «Трудно предсказать,— пишет Г. Марков в предисловии к изданным повестям,— как сложится творческая судьба каждого из авторов, но, судя по подходу к своему делу, но той ответственности, с которой они от носятся к литературной работе, чувствуется, что молодые писатели пришли в литературу надолго, отлично сознавая ее огромное зна чение в жизни народа». Пусть эти добрые слова старшего това рища по перу будут добрым предопределе нием для вступающих «на трудное и благо родное поприще служения родному народу средствами художественного слова».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2