Сибирские огни, 1976, №1
особенность всего издания — все без исклю чения авторы практически доказали, что они глубоко знают жизнь. В отношении С. Пе- стунова уже приводились высказывания критиков по этому поводу, даже тех, кото рым повесть «Белая птица-дебедь», как го ворят, не легла на сердце. О знании мате риала А. Черноусовым написано очень мно го. В. Оботуров в уже упоминавшейся статье «Сегодняшние заботы» отмечает, что «знанием производства, точностью наблюде ний радх(от повести В. Машина и А. Черно усова, причем автору «Практиканта» от лично даедся описание трудовых процессов в динамике и напряжении...» И действитель но, перечитайте страницы, когда во время штурма каждый занят своим делом всецело и каждый работает умело и энергично. К а кой напряженный до предела, захватыва ющий ритм труда! Хорошо показаны и дру гие трудовые процессы. Да, А. Черноусов пытается опоэтизиро вать технологические процессы, то есть пытается реализовать свою же декларацию о том, что, когда человек «не спит, мучаясь мыслью, как бы усовершенствовать этот проклятый техпроцесс», столь же поэтично, как и когда он не спит, «страдая от любви». Эги попытки в большинстве своем заверша ются успехом. Об умении воссоздавать ритм производственного процесса В. Пово- ляевым тоже писали многие — и критики, и писатели. Хотелось бы только предостеречь моло дых писателей вот от чего: слишком много внимания уделяется в их произведениях авариям, катастрофам, убийствам и даже самоубийствам. Машина в повести А. Чер ноусова чуть не разлетелась на мелкие ку ски при последнем испытании. Двенадцатая буровая в повести В. Поволяева взорва лась. Самолет Веньки у Ю. Васильева потерпел катастрофу — Венька погиб. У С. Пестунова гибнут женихи красивых де вушек... Вот и в опубликованном недавно интересном рассказе В. Поволяева «Четыре праздничных дня» («Юность», 1974, № 8) «закозлилась» печь... Думается, что знание материала и владе ние языком позволяют авторам произведе ний, о которых здесь идет речь, писать жизнь, не прибегая к столь острым стиму ляторам конфликтов, как аварии и ката строфы, и не снижая при этом ни стреми тельности в развитии сюжетов, ни накала страстей. * * * И, наконец, о попытках молодых авторов создать образы коллективов. А1ожно ска зать, что в какой-то мере удалось показать коллективы А. Черноусову и В. Поволяеву, ну, и микроколлективы Ю. Васильеву и С. Пестунову. Автор повести «На этой зем ле» такой задачи перед собой не ставил, и претензий к нему на это4 счет быть не может. Одни коллективы — сборщиков сибирско го завода и бурильщиков тром-аганской скважины— связывает единство производ ственной цели, у полярников к этому можно еще добавить крепкую личную дружбу, у бакенщиков — дружбу и семейные связи. Одни группы людей и живут вместе, и ра ботают, другие — встречаются только на производстве. Видимость коллективов есть, но настоящего крепкого коллектива нет ни в одной повести этого издания. Я далек от мысли, что это положение надо ставить в вину авторам. Едва ли есть в этом необходимость. Они по ряду причин сумели увидеть в жизни именно эти коллек тивы, а не какие-либо другие, и в меру сил своих освоить социально-нравственные кон фликты в них. У В. Поволяева и А. Черноусова это по лучилось не так-то плохо. И этому способ ствовала острота проблем, взятых авторами для освоения, что особенно характерно для творчества Анатолия Черноусова. Это о нем писал В. Шапошников во время дискуссии о рабочей теме и герое литературы, что «своей повестью он еще раз подтвердил од но из незыблемых требований искусства: нравственные глубины и социальные высоты покоряются лишь тому писателю, который, не боясь обжечься о горячие проблемы сего дняшнего дня, смело берется за их поста новку и разрешение». Коллектив становится настоящим тогда, когда он становится социально активным, го есть когда ярко проявляются его связи со всем обществом, когда в нем отражают ся, как в капле воды, главные думы и чая ния народа, когда он свое нравственное здоровье может противопоставите,.болезням времени и может противостоять как недо статкам на предприятии, так и отрицатель ным явлениям в жизни общества. По отно шению к труду — да, созданные молодыми писателями коллективы активны, но в нрав ственном— только коллектив двенадцатой буровой дает отпор хапуге и трусу Косых. Он выбрасывает Косых из своего организ ма. Во всех же остальных повестях коллек тивы— это безликие группы людей. В од ном случае эти люди с олимпийским спо койствием философствуют о где-то и в каком-то отвлеченном образе существую щем зле, в другом — стеснительно опускают очи долу, встретясь с откровенной грубо стью и неприкрытым цинизмом, как в случае с Панкратовым. В чем дело? Почему ослабли мускулы социального действия этих коллективов? В чем суть общественных стимуляторов соци альной активности личностей, составляющих тот или иной коллектив? Над этими пробле мами молодые авторы пока что не задумы ваются, хотя и берутся, как А. Черноусов, например, создавать образ коллектива и даже декларируют это с полемической за остренностью. Берутся и, как видим, терпят поражение. Почему? Может быть, потому, что кое-где слишком увлеклись «экономиче скими методами» в ущерб идейному я 1поли тическому воспитанию людей? Может быть, поэтому материальная заинтересЬваяность и затуманила кое-где политическое зрение иным руководителям и иным рабочим?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2