Сибирские огни, 1976, №1
ное освоение столь далекого севера было бы просто невозможно. Для Веньки его маленький самолет — это его рабочее место, которое он чистит, уби рает и ремонтирует, это и его станок, когда проверяет он его на земле, и пульт управ ления, когда он в полете. То же можно ска зать и о работе его товарищей — Олега и Павла. Тем они только и отличаются от вы сококвалифицированных рабочих и инже нерно-технических работников на крупных предприятиях, что более склонны к фило софствованию, абстрактному и романтиче скому мышлению. А писатель сосредоточи вает внимание более на нравственных про блемах дружбы, товарищества и любви, нежели на взаимоотношениях между людь ми в процессе современного производства. Другое дело — смог ли писатель реализо вать свой замысел в данных образах. В ка кой-то мере это ему удалось. Повесть чи тается с интересом. Герои ее запоминаются. Обстоятельства работы в условиях сурового севера дают возможность автору провести своих героев через испытания на прочность человеческого характера. Хотя, откровенно говоря, автор не особенно стремится .ис пользовать эту возможность. Герои больше рассуждают, вспоминая, как это было, не жели действуют. Однако из рассуждений и воспоминаний героев видно, что восемь лет работы на севере были наполнены со бытиями и делами далеко не пустячными. Но почему-то возникает и не проходит ощущение, будто, говоря о высоких мате риях, герои этой повести то и дело немно жечко рисуются, немножечко фрондируют и совершают поступки не столько рискован ные, сколько непродуманные, невыстрадан- ные душой, поспешные. Что причиной тому? Условия ли работы, совершенно необыч ные? Незабытое ли еще студенчество? Или же застывшее на какой-то точке формиро вание характеров из-за того, что молодые люди обстоятельствами были вырваны из большого коллектива и на восемь лет опре делены в микроколлектив? Или же это остаточные явления от молодых героев предыдущего десятилетия? Пока что объяснить это трудно. Но чув ство, будто ты постоянно общаешься с людьми грамотными, но общественно ин фантильными, не оставляет во все время чтения повести. Может быть, это от того, что трое полярников очень любят друг дру га и еще одного-двух человек, близких им, и больше для них в повседневности бытия никого не существует? Может быть, от этой их холодности по отношению к другим и остается чувство неудовлетворенности при знакомстве с ними? Нет, когда человек в беде, они непременно помогут даже с рис ком для себя, о чем красноречиво говорит случай с роженицей. Дружат они и между собою крепко и преданно, до самопожертво вания. По тот же Павел, оправдывая свой поступок высокими чувствами к Нине, хлад нокровно наносит удар в спину своему школьному товарищу Алексею Рогозину — уводит Нину накануне ее свадьбы с Рогози ным. Одним махом рубит он и второй узел — обещание приехать к Тане, которая ждет его в Ленинграде. У этого рода людей, видимо, ни объяснения, ни извинения за причиненные страдания не в моде. Не рискну сказать это утвердительно, по скольку такого типа литературных героев, да и их прототипов тоже, знаю для слиш ком категоричных суждений о них, пожа луй, недостаточно. Несколько слов о повести Ю. Убогого «На этой земле». В ней нет столь острых кон фликтов, как в повести В. Поволяева, нет и столь острой проблемы, как в повести А. Черноусова. Нет в ней ни катастроф, ни аварий, ни любовных «треугольников» со свойственными им страстями. Есть в ней жизнь врача Егора Степановича Иванова, которая в последние годы протекала не очень-то бурно, но была для него интерес ной и полезной для людей. И вот — пен сия... Совсем тихо и спокойно. Отдыхай себе на здоровье и живи долгие годы без малей шей заботы. Рай да и только! И свобода полнейшая: один-одинешенек — какой же спрос? Но такая жизнь Егора Степановича очень даже не устраивает. Оказывается, жить только для себя — это очень тяжело: бес цельно и скучно! И Ю. Убогий ищет выход из такого положения для своего героя. При чем, действия Егору Степановичу не навя зываются. Потребность в них зарождается в душе самого героя и предопределяет все его поступки. Выход из положения Егор Степанович находит в общественной рабо те, поскольку без дела на пользу лйдям он жить не привык. Тема не из занимательных и писать об обычной, совсем не героической жизни не легко. Писатель и не стремится чем-то ожи вить повествование. Даже фамилия героя (Иванов)— очень обычная и очень распро страненная. Право же, слишком уж ровно написана эта повесть. И язык ее ровный и обычный, без взлетов и срывов. События не развиваются, а просто текут медленно и обстоятельно — это просто поток жизни, в центре которого добрый и медлительный человек, врач-пенсионер. Такова манера письма Ю. Убогого. Молодой писатель еще в поиске, и хоте лось бы его и поддержать в этом, и предо стеречь от опасности, таящейся в самой манере письма. Конечно, люди, созданные молодым писателем, добрые и интересные. Верно подмечены психологические движе ния. За бессобытийной деятельностью Егора Степановича просматривается наше время, да и сам Егор Степанович — человек симпа тичный. Но сама обыденность опасна тем, что в ней могут затеряться людские волне ния и острые конфликты. В повести нет конфликтных ситуаций, нет накала чувств, и боюсь утверждать, что она может захва тить любого читателя. Это ведь тоже нема ловажно, если произведение какому-то чис лу читателей покажется скучным и будет отложено. Жаль, если так случится. Чувст вуется, что Ю. Убогий жизнь знает хорошо и при желании смог бы построить сюжет живее, энергичнее. Говоря о знании жизни Юрием Убогим, хотелось бы обратить внимание еще на одну
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2