Сибирские огни, 1976, №1

ное освоение столь далекого севера было бы просто невозможно. Для Веньки его маленький самолет — это его рабочее место, которое он чистит, уби­ рает и ремонтирует, это и его станок, когда проверяет он его на земле, и пульт управ­ ления, когда он в полете. То же можно ска­ зать и о работе его товарищей — Олега и Павла. Тем они только и отличаются от вы­ сококвалифицированных рабочих и инже­ нерно-технических работников на крупных предприятиях, что более склонны к фило­ софствованию, абстрактному и романтиче­ скому мышлению. А писатель сосредоточи­ вает внимание более на нравственных про­ блемах дружбы, товарищества и любви, нежели на взаимоотношениях между людь­ ми в процессе современного производства. Другое дело — смог ли писатель реализо­ вать свой замысел в данных образах. В ка­ кой-то мере это ему удалось. Повесть чи­ тается с интересом. Герои ее запоминаются. Обстоятельства работы в условиях сурового севера дают возможность автору провести своих героев через испытания на прочность человеческого характера. Хотя, откровенно говоря, автор не особенно стремится .ис­ пользовать эту возможность. Герои больше рассуждают, вспоминая, как это было, не­ жели действуют. Однако из рассуждений и воспоминаний героев видно, что восемь лет работы на севере были наполнены со­ бытиями и делами далеко не пустячными. Но почему-то возникает и не проходит ощущение, будто, говоря о высоких мате­ риях, герои этой повести то и дело немно­ жечко рисуются, немножечко фрондируют и совершают поступки не столько рискован­ ные, сколько непродуманные, невыстрадан- ные душой, поспешные. Что причиной тому? Условия ли работы, совершенно необыч­ ные? Незабытое ли еще студенчество? Или же застывшее на какой-то точке формиро­ вание характеров из-за того, что молодые люди обстоятельствами были вырваны из большого коллектива и на восемь лет опре­ делены в микроколлектив? Или же это остаточные явления от молодых героев предыдущего десятилетия? Пока что объяснить это трудно. Но чув­ ство, будто ты постоянно общаешься с людьми грамотными, но общественно ин­ фантильными, не оставляет во все время чтения повести. Может быть, это от того, что трое полярников очень любят друг дру­ га и еще одного-двух человек, близких им, и больше для них в повседневности бытия никого не существует? Может быть, от этой их холодности по отношению к другим и остается чувство неудовлетворенности при знакомстве с ними? Нет, когда человек в беде, они непременно помогут даже с рис­ ком для себя, о чем красноречиво говорит случай с роженицей. Дружат они и между собою крепко и преданно, до самопожертво­ вания. По тот же Павел, оправдывая свой поступок высокими чувствами к Нине, хлад­ нокровно наносит удар в спину своему школьному товарищу Алексею Рогозину — уводит Нину накануне ее свадьбы с Рогози­ ным. Одним махом рубит он и второй узел — обещание приехать к Тане, которая ждет его в Ленинграде. У этого рода людей, видимо, ни объяснения, ни извинения за причиненные страдания не в моде. Не рискну сказать это утвердительно, по­ скольку такого типа литературных героев, да и их прототипов тоже, знаю для слиш­ ком категоричных суждений о них, пожа­ луй, недостаточно. Несколько слов о повести Ю. Убогого «На этой земле». В ней нет столь острых кон­ фликтов, как в повести В. Поволяева, нет и столь острой проблемы, как в повести А. Черноусова. Нет в ней ни катастроф, ни аварий, ни любовных «треугольников» со свойственными им страстями. Есть в ней жизнь врача Егора Степановича Иванова, которая в последние годы протекала не очень-то бурно, но была для него интерес­ ной и полезной для людей. И вот — пен­ сия... Совсем тихо и спокойно. Отдыхай себе на здоровье и живи долгие годы без малей­ шей заботы. Рай да и только! И свобода полнейшая: один-одинешенек — какой же спрос? Но такая жизнь Егора Степановича очень даже не устраивает. Оказывается, жить только для себя — это очень тяжело: бес­ цельно и скучно! И Ю. Убогий ищет выход из такого положения для своего героя. При­ чем, действия Егору Степановичу не навя­ зываются. Потребность в них зарождается в душе самого героя и предопределяет все его поступки. Выход из положения Егор Степанович находит в общественной рабо­ те, поскольку без дела на пользу лйдям он жить не привык. Тема не из занимательных и писать об обычной, совсем не героической жизни не­ легко. Писатель и не стремится чем-то ожи­ вить повествование. Даже фамилия героя (Иванов)— очень обычная и очень распро­ страненная. Право же, слишком уж ровно написана эта повесть. И язык ее ровный и обычный, без взлетов и срывов. События не развиваются, а просто текут медленно и обстоятельно — это просто поток жизни, в центре которого добрый и медлительный человек, врач-пенсионер. Такова манера письма Ю. Убогого. Молодой писатель еще в поиске, и хоте­ лось бы его и поддержать в этом, и предо­ стеречь от опасности, таящейся в самой манере письма. Конечно, люди, созданные молодым писателем, добрые и интересные. Верно подмечены психологические движе­ ния. За бессобытийной деятельностью Егора Степановича просматривается наше время, да и сам Егор Степанович — человек симпа­ тичный. Но сама обыденность опасна тем, что в ней могут затеряться людские волне­ ния и острые конфликты. В повести нет конфликтных ситуаций, нет накала чувств, и боюсь утверждать, что она может захва­ тить любого читателя. Это ведь тоже нема ловажно, если произведение какому-то чис лу читателей покажется скучным и будет отложено. Жаль, если так случится. Чувст­ вуется, что Ю. Убогий жизнь знает хорошо и при желании смог бы построить сюжет живее, энергичнее. Говоря о знании жизни Юрием Убогим, хотелось бы обратить внимание еще на одну

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2