Сибирские огни, 1976, №1
тать на бульдозере («Я в школе специаль ность тракториста приобрел»), как он по бледнел, узнав, что целые стаи уток сгоре ли над фонтаном,— .все это как раз и пред полагает цельность еще неустоявшегося Витьки,ного характера, говорит о направлен ности его психологии, о высоком потенциале его нравственного заряда, способном под нять юношу яа (подвиг. И очень важно, что социально-нравственная ценность ьитькино го «Я» умело проявлена писателем в про цессе труда, как той самой нравственной категории. Именно об этом прозвучала за бота критики в дискусси ях о рабочей теме и рабочем герое в литературе. В. Шапошников в этой дискуссии как раз и писал, что у молодых авторов дает о се бе знать тенденция откликнуться на запро сы критики (точнее, нав рно,— самой жиз ни), поднимать «социально-нравственные проблемы», искать «нравственное начало на базе производственной сферы» и что «соци ально-нравственная проблематика в повести «Практикант» возникла непосредственно в недрах производственной сферы». Мощным проявителем характеров героев повести В. Поволяева является труд. В не.м и в отношении к нему познается социаль ная ценность и значимость того или иного героя. Поэтому слова В. Ш а пошникова также относятся и к по вести «Жаркие дни в холодную пору», как и к повести «Практикант», по поводу кото рой они были сказаны. Остальные образы повести В. Поволяева выписаны менее ярко. Не совсем четко, о чем уже говорилось выше, проявлен харак тер мастера, главного виновника катастро фы на буровой, переведенного (почему пе реведенного?), видимо, за какую-то провин ность в бурмастера. Почему именно он на рушает правила бурения? Действия его не подкреплены существенными причинами, поэтому они и представляются психологиче ски необоснованными. И еще одно. Почему-то только на послед них страницах мы узнаем, что помбур По- ликашин является парторгом коллектива буровой. Хотя в целом действия его с пер вых страниц и до последних во всем прин ципиальны, целеустремленны и чисты,— од ним словом, таковы, какими они и быть должны у настоящего коммуниста. И вов се не случайно не кому-то другому, а Поли- кашину адресует Косых свои угрозы: «Иног да люди на тропе нос к носу сходятся. Бы вает ведь, а, Поликашин?» Несмотря на отдельные недостатки, по весть В. Поволяева — произведение инте ресное, заслуживающее внимание такого широкого читателя, какой имеется у «Ро ман-газеты». Повесть С. Пестуноаа «Белая птица-ле бедь», впервые опубликованная в «Молодой гвардии» (1973, № 2), в «Литературной га зете» от 24 октября того же года Олегом Салынским и в «Новом мире» (1974, № 3) В. Камяновым (статья «Доверие к сложно сти») оценена отрицательно. Поддержал оценку О. Салынского ровно через год после первой рецензии и опять же в «Ли тературной газете» Л. Финк (16 октяб ря 1974 года, статья «Бумажные страсти»). О. Салынский сетует на «многочисленные авторские описания чувств героев, описа ния кудряво-многословные, на редкость не точные, изобилующие безвкусными красиво стями», на надуманность некоторых образов и ситуаций. В. Камянов возмущен тем, что С. Пестунов «с полной истовостью живопи сует патриархальный уклад островитян». «Чего здесь больше — сочинительства, де коративности, экзальтации, наивного любо вания, экзотикой — право, не знаю», — пи шет Л. Финк и заключает: «Но меньше все го здесь правды человеческих чувств». Об винения в художественном несовершенстве этого произведения, как видно из выдержек, взятых из критических статей, серьезны и, надо признать, в основном, справедливы. Ж ал ь только, что критика обратила такое большое внимание на недостатки первой публи* ции автора в центральной печати. С таким бы пылом да сказать о недостат ках, имеющихся у более маститых, чзм С. Пестунов, литераторов! Поэтому и хо чется согласиться с А. Шагаловым, высту пившим в «Молодой гвардии» (1974, № 9) в защиту автора, согласиться только в той части возражений, где говорится, что автор молод и что критик «стремился побольнее уколоть молодого автора». Но автор статьи «От боязни простоты», будучи правым в своей тенденции, все-таки замалчивает то, что есть в повести С. Пестуно.ва и лжеро- ма.нтическая приподнятость, и многословие, и экзотика, и вторичность образов и ситуа ций. Но есть в повести и то здоровое нача ло, которое не могли обойти молчанием критики из «Литературной газеты». «В повести можно заметить хорошее зна ние автором быта описываемых мест,— пи шет О. Салынский, — достоверные детали обстановки, точные наблюдения». Л. Финк пишет, что С. Пестунов «по многим приз накам представляется литератором одарен ным... К счастью, сам Пестунов, видимо, уже начал переоценивать свою манеру пись ма. Если сопоставить журнальный вариант повести и ее текст, опубликованный «Ро ман-газетой», то обнаружишь, что писатель целыми страницами безжалостно вычерки вал всяческие псевдо-красивости...» Что и говорить, С. Пестунов вычеркнул многое, в том числе и романтическую кар тину любви хакаса Каркея к красавице Любке. Плохо было в повести не само по себе множество острых ситуаций, а то, что, молодой еще в литературе и не имеющий достаточного опыта, автор не смог справить ся с обилием этих острых жизненных фак тов. Удаление части ситуаций — это и есть отбор материала, необходимого для созда ния художественного произведения. Зря обвиняли С. Пестунова в неправдо- подобное™ всех этих ситуаций и в излиш ней патриархальности. Они найдены были писателем там, где очень живы еще не толь ко патриархальные устои жизни, но и скит ские, отшельнические, староверские, в ко торые не вторгалась ни одна посторонняя человеческая судьба, кроме разве ссыльных да сборщиков налогов, существовавших здесь до революции. Ведь речь идет о побе
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2