Сибирские огни, 1976, №1
как из произведений м-олодых, так и из произведений маститых авторов, о столь трудном служебном и семейном положении мастеров. Но едва ли есть в этом необходи мость. Ведь не сговаривались же авторы все, как один, чтобы создавать эту катего рию героев именно в таких условиях. Види мо, в этом породнила их сама жизнь И. может быть, лучше, хотя бы коротко, рас смотреть, насколько соответствуют ситуа ции и герои этих произведений ситуаци ям и реальным людям ib жизни заводских и фабричных коллективов. Герой повести В Поволяева Сазаков — мастер двенадцатой буровой — переведен из «нефтегазодобывающего управления, где жизнь для него была вольготнее и даже де- нежнее», по всему видать, За какую-то про винность. Но на буровой он был хозяином положения Так что в смысле факторов, способствующих трудностям (давление сверху и снизу), здесь все в порядке: не да вят на него ни начальство, ни рабочие. В данном случае сам мастер нарушил ритм работы и предопределил себе тяжелое по ложение. Он закачал в скважину глину плотностью на одну десятую ниже требу емой по инструкции, и вот — взрыв! Отсю да и аритмия в работе других организа ций. Работа здесь была не столь хлопотли вая, как у мастеров других предприятий, и нарушение произошло не по недосмотру, а из-за характера самого Сазакова Другое дело — мастер из «Практиканта» и мастер из повести «Гори, гори ясно...» Им, и тому и другому, не хватает времени •на руководство сменами. У А. Черноусова мастер семь дней не выходит из цеха, а Парфен Локтионов опаздывает на автобус, уходящий в поселок, до которого восемь километров, так как не успевает сдать на ряды. Он стал позже приходить домой и меньше приносить, чем приносил, когда был слесарем-наладчиком. А в жизни? Спроси те окончивших институт — скажут сразу: «Если не в отдел, так лучше к станку... Опыта поднакоплю... Потом уж...» И Гева- солдатик. помните, сказал Андрюхе: «Я —- ни в какую Тут в желтый дом попадешь в два счета». Нет, не случайно пошли кося ком в литературу такого рода герои — эти, условиями труда, самой этой должностью, «затюканные апостолы». Что-то, видимо, не совсем так в жизни этого самого много численного звена «младших командиров» производства. Но это уже задача опять же не литературы. Здесь только приходится констатировать тот факт, что научно-техническая .револю ция пока не облегчила функций мастеров, а услож.нила их, и это зорко подметила литература. Борис Анашенков очень обстоятельно ра зобрал этот вопрос в статье «О «человеке дела», его «духовном потенциале», поэтому читатели при желании могут обратиться к ней. Здесь же необходимо сказать, что ру ководитель коллектива в повести «Практи кант» получился только отчасти. Как образ, отражающий наличие такого рода руково дителей, он, конечно, получился. Такие в жизни есть, и условия, делающие их таки ми, в жизни тоже есть. Это автор верно под метил и типизировал. Но такой руководи тель, каким он изображен в повести, не только не сможет противостоять штурмов щине, но и не способен руководить как сле дует своим небольшим коллективом. 0,н всего лишь не ахти какой организатор тру да, но никак не воспитатель. Никакого влия ния на социальную активность коллектива он не оказывает да и оказать-то едва ли в этих условиях когда-либо сможет. Нет, не получился пока из мастера, созданного А. Черноусовым, один из тех деловых лю дей нашего времеии. о которых Л. И. Бреж нев говорил: «Нам нужны, очень нужны де ловые люди нашей социалистической фор мации, которые сочетали бы компетент ность и предприимчивость с глубокой пар тийностью, с заботой об общенародных интересах». * * * Повесть Валерия Поволяева ©первые бы- ла опубликована в «Новом мире» (1974, № 1). В том же году на нее отозвались положительными рецензиями Ю. Марьямов — в «Литературном обозрении» № 6, В. Ли патов — в «Комсомольской правде» от 19 июля, Г. Васильев — в «Октябре» № 8, А. Андрианов — в «Молодой гвардии» №11. Кстати, в последней рецензии гово рится и о других повестях «Трудовых меридианов». Небольшая, как рассказ, повесть написа на, можно сказать, на одном дыхании. Она стремительна и полна подробностей, как репортаж. Пожалуй, только на первых двух страницах события развиваются с медли тельной обстоятельностью. Скорее всего, это не просто медленна развитие сюжета, это связано с медлительным характером дизе листа буровой Ивана Косых: шагу зря не шагнет — сначала подумает, выгодно ли, только потом уж и сделает. С первых же страниц мы и узнаем, что Косых — человек с психологией хапуги, которого небольшой коллектив двенадцатой буровой — мастер Сазаков, бурильщики Жимеико, Кеда, Ко- лышев, только что окончивший десятилетку и курсы, новенький верховой Витька Юрьев, помбур, он же парторг буровой Поли- кашин и повариха тетя Оля — вообще-то недолюбливает Когда знакомишься с ним, даже еще не зная, как отнесется к нему коллектив буро вой, уже тогда возникает в душе еще не вполне осознанное чувство неприязни. И причина тому есть — то хладнокровие, с которым Косых убивает из малокалиберной винтовки ручную копалуху Катьку, что бы его жене было чем «носы соседкам утереть». Выслушав неодобрение Поликашина: «На беззащитную птицу ходить до зубов воору женным. Да еще на машине... ЗнаешКхоть, кого ухлопал? Ты же Катьку застрелил»,— Косых мучительно решает, отослать домой или же отдать в столовую? И все же отда ет копалуху тете Оле, в столовую,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2