Сибирские огни, 1976, №1
стою таких рабочих тоже будет возрастать и возрастать. Поэтому позволю себе не со гласиться с одним из выводов социологов Л . Когана и Л. Иванько о том, что «осо бенно завышен уровень образования моло дых рабочих: из 25 изображенных на стра ницах «Юности» треть (9 человек) имеют полное среднее образование и четвертая часть (6 человек)— незаконченное высшее. Только пятеро имеют образование ниже среднего и еще у пятерых уровень образо вания остался для нас неизвестным» (Ста тья «Вычислять, чтобы спорить» в «Лите ратурном обозрении», 1974, № 4). Очень даже верные цифры. Они выража ют основную тенденцию наших молодых людей к знаниям, к совершенствованию, к освоению действительности, к интеллекту альному развитию, наконец. Страна стоит на пороге всеобщего среднего образования. Все больше и больше профтехучилищ пере водится на трехлетнее обучение, дающее среднее образование. И литература точно зафиксировала в художественных образах эту тенденцию. Потому-то и неверным яв ляется вывод, что «особенно завышен уро вень образования молодых рабочих». Чело век со средним образованием — рабочий1 Это же и хорошо, и современно. Настора живает только беспомощность грамотных людей, по выражению оварщика Багратио на, таких «вахлаков длинноволосых», как Сеня-школьник. Вот и беспокоится Багра тион Петрович, что, закончив учебное за ведение, такие ребята, как Гена-солдатик, уходят в отделы, «утечка мозгов получает ся» из рядов рабочего класса, а в цехах остаются «такие, как Сеня, как головорез Панкратов, ну, да Пашка еще. Эти никуда нр уйдут, разве что на другой завод, в дру гой цех .. Им бы побольше заколотить, по пить да погулять. Вот такое охвостье и остается в цехе..» Вот здесь-то и ветеран не оовсем прав. В размышлениях о будущем рабочего клас са слишком уж много внимания уделяет он разбитному парню Пашке, любителю вы пить. пока что. правда, в нерабочее время, поволочиться за женщинами да побалагу рить, и еще Сене и Панкратову, но не заме чает того, что Геннадиев становится все больше и больше. Да и как тут не перебор щишь. если досаждают сии «герои» замеча тельном^ рабочему, представителю «старой гвардии», да так досаждают, что и видеть- то их не хочется, а не только возиться с ними. И все-таки Багратион Петрович очень даже в этом деле не прав. Возиться с ними надо, и в жизни такие же рабочие, как сам Багратион Петрович, вывели к свету ни один десяток Сень-школьников, научили их уважать высокое звание рабочего человека. Багратион Петрович и сам по всем своим качествам мог бы подойти для столь высо кой миссии воспитателя злополучного Сени. Наверно, он и относиться стал бы к нему помягче. А сейчас еще резковат. Герои по вести речи о воспитании подростков пока что не ведут. Видимо, это не входило в ав торский замысел. А воспитывать есть кого, и надо бы. Может быть, через годы тот же Сеня-школышк вспомнил бы о заводе и ру ках воспитателя, подобно лирическому ге рою из книги М. Луконина «Необ ходимость»: Завод мой, к а к мне тебя не помнить? Тяжелы е, в стальной синеве, маслом пахнущие ладони меня погладили по голове. Тяжелы у Багратиона Петровича, слиш ком тяжелы и слова, и взгляд, и ладони, чтобы их вопо-минать через годы добрым, нежным словом. * * * Социальная активность коллектива во многом зависит от того, какая личность сто ит во главе его. Каков поп,— говорили рань ше,— таков и приход. Насколько зрелый, умный руководитель бригады. участка, цеха, настолько и дела идут в этом коллек тиве хорошо Перед нами мастер, один из самых младших в своего рода табели о рангах руководителей производства В последнее время литературному герою этого ранга в жизни прямо-таки не везет Не везет ему и в повестях А Черноусое» и В. Поюоляева, да и в произведениях других авторов, на.пример, в повести А Кривоносо ва «Гори, гори ясно...» («Новый мир», 1974 №№ 3 и 4), в которой одного мастера сня ли при «перетряхивании» кадров фабрики, не выполняющей план и другой, не успев принять должность, уже подает заявление об увольнении его «по собственному желанию». В повести А. Черноусова Гена-солдатик так характеризует положение мастера на сибирском заводе: «А потом, учти, работа у него такая. Нервы железные надо иметь, чтобы не срываться. Сверху жм ут— давай план, снизу требуют— давай заработок. Беготня, суета, ругань, наряды выписывать, детали подтаскивать! . Мне вот тоже на чальник цеха — закончишь, давай мисте ром. Я — ни в какую. Тут в желтый дом по падешь в два счета». Скажем, между делами, что уход от труд ностей— это ведь тоже гражданская ин фантильность. Это ведь тоже старая обыва тельская позиция: рыба ищет, где глубже... Но вернемся к положению мастера. «Она сучила худенькими кулачишками перед са мым лицом мужа и кричала, что сил ее больше нет терпеть такую жизнь. Она его бросает, мастера, он ей больше не нужен. Моокет поставить здесь раскладушку и во обще домой не приходить...» После таких «страстей» да еще после аварии в цехе, дей ствительно, «плюнешь и понуро поплетешь ся к своей конторке». В семейном отношен™ у мастера Локти онова, только что поставленного взамен сня того («Гори, гори ясно...»), тоже начались нелады. Жена с тещей стали постоянно под калывать, что теперь он стал начальником, стал меньше получать, что теперь ему ни какого дела пет до хозяйства и т. д. При желании можно еще привести ряд примеров
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2