Сибирские огни, 1976, №1

градского за,вода «Редуктор» В. Сыромят­ ников писал в «Литературной газете» 12 мая 1974 г. об этом же так: «Понимать омысл и значение своей миссии на з&мле как главной силы великого переустройства планеты».— В. П.). И третье: обладать культурой, быть интеллигентом в том смыс­ ле слова, когда интеллигентность не только следствие интеллекта и эрудиции, а прояв­ ление духовности. Все другое — этого «дру­ гого» препорядочно много! — будет, мне ду­ мается, производным от трех первых вели­ чин, если выражаться математическим языком...» Будущее в жизни и, следовательно, в ли­ тературе — за Андреем Андреевичем Зуб­ ковым, за Геннадием и Андреем Скворцо­ вым. Да, да, и за ним тоже, как за рабочим будущего. Он ведь еще не решил — бороть­ ся ему со штурмовщиной или быть повели­ телем автоматических линий. И еще за де­ сятками, сотнями, тысячами, а потом и мил­ лионами таких, как Геннадий, которые бу­ дут становиться и уже становятся сегодня к сложным станкам, к полуавтоматическим и автоматическим линиям, к пультам управ­ ления самых различных предприятий. И бу­ дут исчезать, и уже исчезают сегодня с пе­ ревооруженных в соответствии с требова­ ниями НТР предприятий дюжие фигуры лю­ дей с лопатами, ломами, кирками и други­ ми допотопными орудиями труда. А пока? А пока они есть, и литература не имеет пра­ ва отворачиваться от них. Они полноправ­ ные члены коллективов как на предприя­ тиях, так и на страницах литературных произведений. Есть в повести, по определению Геннадия, и «бич» — это Мрачный Тип (Панкратов), но выписан о.н, на мой взгляд, нечетко. Он не показан как бич. Это скорее человек с хваткой уголовника. Многие его действия, и размышления тоже, психологически не оправданы. Вот он размышляет во врейя штурма, что студенту-фраеру «надо оста­ вить... память... и мастеру тоже надо оста­ вить память...» И вдруг, ни с того ни с се­ го— «...злые слезы покатились по задубелым щекам Шуры Панкратова». Едва ли такой «Мрачный» и злой «Тип» пустится в сенти- менты. Этого, видимо, очень хотелось Анд- рюхе-лрактиканту, и автор уступил своему любимому герою, заставил Панкратова плакать. Вспомнив Мрачного Типа, хочется бросить членам бригады сборщиков, всем без исключения, упрек в недостаточной гражданской активности. Вот разоткровенничался Панкратов и стал хвалиться: «Валили мы лес в урмане. Друг у меня был, Вася. Набрели мы с ним как-то на пасеку... Старик один живет, бо­ рода белая. Мы с Васей— дай меду, дед. Он закуражился: колхозное, мол, не мое. От, хрыч, думаем, чего жмется! Обидно ста­ ло. Я уж пришить хотел папашку... Вася не дал. Связать, говорит, лучше. Связали, в рот тряпку вбухали. Чтоб не орал. И по­ шли гулять!..» Вот в этом весь Панкратов. Алчный, бесчувственный, безнравственный. А автор хотел, чтобы этот тип заплакал! Нет, он душившее его зло выразил бы как- то по-другому. Сорвал бы его не на людях, так на машине... Но как ведет себя коллектив, слушая та­ кую «исповедь»? А никак! Ни один из бригады — ни слова! И только ветеран вой­ ны и труда, весь иссеченный пулями (кста­ ти, один из самых интересных образов по­ вести!) сварщик Багратион Петрович Сви­ ридов «серьезным тоном спрооил: «Брюхо не болело потом?», «Все молчали. Неловко как-то стало». Не слишком ли деликатны­ ми стали члены бригады по отношению к не­ прикрытому цинизму и хамству? Как это снижает «активность и масштабность геро­ ев»! Только душа фронтовика и не вынесла цинизма. Кстати сказать, его-то Б. Анашен- ков и считает человеком, «подрывающим социальную активность людей». Не стран­ но ли? И это в поисках причин, поче­ му же низка социальная активность в иных коллективах! А вот еще один член бригады — Сеня- школьник, которого Геннадий коротко ха­ рактеризовал так: «Не ребенок, а одно рас­ стройство». Это тип молодого человека пос­ ле десятилетки, не приученного ни к какой работе и ненавидящего ее: «Сеню-школь- ника, бывшего круглого троечника, так и подмывало захныкать, завыть от слабости: «Распроклятый завод! Распроклятая маши­ на! Все кишки вымотала...» Он как бы за­ консервировался в том периоде, когда в ли­ тературе красиво размышляющие бездель­ ники .пытались увиливать от любого труда, и им не было дела ни до чего, кроме своей недоразвитой персоны. Но сегодня ему при­ шлось идти в цех, где у него все из рук так и валится. То шланг под большим дав­ лением сжатого воздуха вырвался и поднял тучи пыли, то он просверлил отверстие большего диаметра, чем нужно, и спрятал брак, замазав краской. А когда сварщик ве­ лел переделать, стал огрызаться, чем окон­ чательно вывел из терпения Багратиона. «Черт знает что за человек такой...— про­ вожая грозным взглядом ленивую спину «школьника», ворчал оварщик, обращаясь уже к Андрюхе.— Ни стыда, ни совести, ни ответственности.— Багратион сплюнул.— Не знаю. Может, я уж старею, старческая вор­ котня... Но у нас, помнится, в таком воз­ расте было это чувство ответственности. Гордость рабочая была. Мы как-то понима­ ли — мы вот этими самыми руками делаем все: машины, дома, заводы. Мы. И никто, кроме нас, не сделает, не построит, не за­ пустит. Без нас ничего не может быть, жиз­ ни не может быть, мы — соль земли! Так как же мы можем делать плохо, халтурить? А эти...— Сварщик махнул рукой/— Поха­ бят, понимаешь, само это зван.ие-то— рабо­ чий человек». И опять же понимание «смыс­ ла и значения своей миссии на земле». Есть десятиклассник, Витька Юрьев, и в повести В. Поволяева, правда, воспитан­ ный совершенно по-иному, в труде и труд­ ностях. Он и трудолюбив, и способен на подвиг. Здесь, к слову сказать, появление десяти­ классников в произведениях о рабочем клас­ се — факт закономерный, как и появление рабочих с высшим образовавшем. И количе-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2