Сибирские огни, 1976, №1
вать через контроль брак. Практикант Чер- ноусова тоже бурлит от негодования: цех погружен в спячку, потом — раскачка и, на конец,— неистовый штурм. И это все в век научно-технической революции!» — воскли цает критик. Да, в век научно-технической революции. Потому что масштабы выросли, трудности управления — тоже. Андрюха именно возмущается, точно так же, как и критик, но'главных причин не найдет. Видимо, это обстоятельство и дало повод Г. Бровману в статье «Активность и мас штаб героя» («Москва», 1974, № 3) отрица тельно оценить как размышления Андрея Скворцова, так и всю повесть «Практикант» в целом. «К сожалению, в повести «Прак тикант»,— пишет Г. Бровман,— преобла дают риторические фигуры, возгласы воз мущения, страстные инвективы, а вот ана лиза ситуации, сложившейся на предприя тии, нет как нет». «Как...— думал Андрю ха.— Как избавиться от штурмовщины? Вот задача, вот дело, которым можно заняться всерьез, вот точка приложения сил. Всту пить с чудовищем в схватку, сокрушить его— это, пожалуй, не меньший героизм, чем подняться в атаку» (Меньший это ге роизм или не меньший,— надо было бы спросить у Багратиона Петровича: он под нимался в атаку не раз и смог бы посове товать — В. П.). А затем читаем: «Но тут же его начинали одолевать сомнения — смогу ли? Под силу ли? Тут, может быть, целая жизнь понадобится, всего себя при дется угробить, сжечь, но так ничего и не добиться».— Но ведь в атаку поднимаясь, не думали о том, что под силу ли, что «при дется всего себя угробить», а шли и, бы вало, падали, чтоб никогда не встать... Видимо, Г. Бровман в своих оценках действий Андрюхи прав. Он только не учел масштаб героя — что ему под силу, а что нет. Правильными следует признать и воз ражения критика против приписывания этой болезни, причин штурмовщины, старой гвардии самых активных и сознательных рабочих: «У них это в крови — авралом брать!» Но в этом виноват не столько Андрюха, сколько люди, его обучающие и поучающие. Вот как помогает ему в этом Борис Анашенков: «...герой «штурмует» вместе со всеми, но весь строй повести при водит нас к убеждению, что философия «штурмовщины» («надо так надо»), испо ведуемая сварщиком Багратионом,— опас ная, вредная, она подрывает социальную активность людей». Вот так-то... А мы го ворим, что Андрюха обвиняет старую гвар дию рабочих. При чем тут Андрюха? Он парень неплохой, и не сам это придумал. Надо отдать должное писателю — он не «выдумал» Андрюху, а взял из жизни. У ча сти студентов с помощью отдельных пре подавателей (и критиков, как видим, тоже) сформированы именно такие взгляды на старую гвардию рабочих, на людей, кото рые во имя интересов страны и даже пред приятия могут отдавать себя делу пол ностью, без остатка и делать это без кис лой мины и нытья. Интересы выполнения плана они ставят выше своих личных (ведь это одна из заповедей Морального кодек са строителя коммунизма!) даже и тогда, когда надо выручать предприятие, попав шее в тяжелое положение по воле ли выс ших планирующих органов, по воле про гульщиков и пьяниц, или по головотяпству руководителей, или из-за беспомощности и неповоротливости снабженцев Нет, А. Черноусое не навязывает взгля ды студента-практиканта на проблему «штурмовщины» другим, и тем более чита телям. Это критик желаемое выдает за дей ствительное. Ведь это же студент, который совсем даже не прочь пофрондировать (смотрите его «интервью»), немножечко ко зырнуть знанием или, точнее, незнанием фи лософии, на время усомниться в своих си лах («...непременно завалю экзамены», «Смогу ли? Под силу ли?»), который и сам- то^берет пока что отчаянной штурмовщи ной все любимые и нелюбимые науки («основной вопрос философии» — за два дня!) и т. д. Эти черточки подмечены авто ром с удивительной точностью. Мне даже кажется, что, когда писатель готовил по весть для «Роман-газеты» и убирал целый ряд студенческих черточек, Андрюха от этого даже что-то потерял. Он стал как бы менее разбитным, более серьезным, что ли. По этой же студенческой привычке слиш ком часто автор называет героя Андрюхой. Нет, не Андрюхе поднимать «бунты» и раз решать проблемы. В нем- еще слишком мно го от студенческого, безалаберного, выра женного в шуточной песенке — «...от сессии до сессии живут студенты весело, а сессия всего два раза в год!» Думается, зря автор повести не дал и этот кусок с песенкой в «Роман-газету», потому что с удалением студенческих черточек чстал его герой суше, но никак не опытнее и не умнее, а тем бо лее — не изобретательнее. Он так и остал ся Андрюхой-студентом. Скворцов серьезно столкнулся со шт.ур- мовшиной только «а первой своей рабочей практике. Он лишь открывает еще для себя суть трудовых процессов в цехах завода как наблюдатель, как экскурсант. В этом смысле он своего рода «человек со сторо ны», с той только разницей, что герой И. Дворецкого Чешков ломает всех и вся, чтобы, невзирая ни на какие обиды и ни на какие старые заслуги людей, с железной автоматической четкостью заставить рабо тать сложный механизм сегодняшнего предприятия, а студент Скворцов, чуть столкнувшись со штурмовщиной, дальше попыток осмыслить это явление да вполне справедливого возмущения не идет. И спра шивать с него больше того, что он может, как это требуют от него некоторые крити ки, и приписывать ему свои мысли и же лания, едва ли необходимо. В обстоятельно аргументированной статье «О «человеке дела», его «духовном потен циале» («Вопросы литературы», 1974, № 10) Б. Анашенков об этом же говорит более точно, чем раньше: «Герой повести А. Чер- ноусова «Практикант» с презрением и не годованием (тоже симптом) смотрит на главного инженера завода, пришедшего в цех небритым, в мятом костюме. Но больше всего возмущает практиканта то, что глав
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2