Сибирские огни, 1976, №1

цию новая техника — Ил-18, Ан-10, Ту-104, Ту-114... Что ни самолет — диво дивное! Федор Иванович и по сей день считает лучшим из всех свой «сто четвертый». Состарился он, конечно, в тираж выходит. На смену ему при­ ходят вон какие — заглядишься! Но помнить его все равно будут долго, потому что послужил Ту-104 на славу. У него, пожалуй, такая же добрая репутация, как у рекордсмена-долгожителя По-2. Первенец семьи реактивных гигантов и сейчас трудится безупречно. Те, кто летают на нем, согласны долго еще не расставаться с ним, верят в него, хотя прекрасно понимают, что лучшее — враг хорошего. И Бади­ ловский с Андреевым любят эту машину. И давние товарищи Тимофеева по подразделению, старейшие пилоты братья Афанасьевы — Павел и Бо­ рис, — век бы со «сто четвертым» не расставались, хотя обоим пришлось переучиваться, переходить на Ту-154. А оба, между прочим, всего два го­ да назад утверждали, что старой машины на их век хватит... Что же говорить о самой первой встрече с «Ту»1 ...Тогда, в пятьдесят шестом, летели в Сибирь два иностранных жур­ налиста. Один — в июле, другой — в сентябре. Переполненные впечат­ лениями, оба писали о поездке по Советскому Союзу. Первый назвал свои репортажи «Полет в будущее» и начал их та­ кими словами: «Пока мы ждали отправления нашей машины в Восточную Сибирь, я насчитал на Внуковском аэродроме шестьдесят самолетов. Простым глазом я не мог охватить площади летного поля, а Внуково — лишь один из четырех аэродромов Москвы. Не проходило и пяти минут, как само­ лет либо приземлялся, либо поднимался в воздух. Сзади, по правую сторону, стоит Ту-104. Я слышу, что в следующем месяце он пойдет по маршруту Москва — Иркутск. Выходит, мы приеха­ ли на месяц раньше...». Не по случайному стечению обстоятельств, а совершенно закономер­ но второй журналист свои путевые дневники, озаглавленные «Сегодня и завтра», тоже открывает строками об Аэрофлоте: «С точки зрения промышленной эстетики, Ту-104 — новый реактив­ ный самолет, сконструированный академиком Туполевым для советских пассажирских авиалиний, несомненная удача. Первое, что произносишь, увидев его: превосходно! Эта невозмутимая алюминиевая рыбища с длинными плавниками отвечает не только самым требовательным кано­ нам техники. Я бы даже сказал, что в этой рожденной для полета ог­ ромной заостренной стреле есть что-то чувственное. Даже на земле все ждешь, что вот-вот она задышит, взовьется в небо и исчезнет в вышине...». Уже — история. Федор Иванович не прибегает к громким словам и эффектным срав­ нениям. Спокойный по характеру, он чужд пылких эмоций. Для него ку­ да убедительнее чисто технические аргументы, которые, однако, не в си­ лах скрыть и чувств: — Разве мог я его сравнить с Ли-2 или даже с Ил-14? Их же целая эпоха разделила! Двигатели... Что скажешь? Скорость — в три раза больше. Высота — одиннадцать километров! Не два, не три — одиннад­ цать! А приборы, радиоаппаратура, навигационное оборудование — на несколько классов выше. Да как было не влюбиться?! Я все' понимаю: «сто пятьдесят четвертый» лучше. В полтора раза больше пассажиров берет. Где мы три рейса делали, он двумя обойдется. Комфорт. Конди­ ционеры. Электроника. Чего тут говорить... А я скоро двадцать лет как со «сто четвертым» дружу и не нарадуюсь. Верите— каждый рейс удо­ вольствие. На работу иду, как на праздник, с настроением.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2