Сибирские огни, 1976, №1
сильны личности, составляющие коллектив? Насколько крепко спаян он единством це ли? Может ли он влиять на производство, противостоять недостаткам в .работе и отри цательным явлениям в жизни? И, наконец, увидим ли мы в этом коллективе частицу всего нашего общества, почувствуем ли те связи, которые ведут к основным тенден циям в его развитии? Одним словом, каков он, этот коллектив, в условиях научно-тех нической революции и развитого социали стического общества. Начну с личностей. На «основной вопрос философии» студент политехнического вуза Андрей Скворцов затратил для подготовки к экзаменам, включая и однотомник Платона, который взял в руки впервые, всего два дня. Узнав об этом на экзамене, преподаватель фило софии «заговорил, как бы уже сам с собой: — Чертовски способный народ... Талан тов тьма!.. Но нет порядка внутри себя, организации, (внутренней системы. Все штурмом берем, штурмом». И поставил Андрюхе три. Сколько раз потом придется Андрюхе, будучи практикантом, слышать слово «штурм», думать над его происхождением, проклинать его! Об этом Андрюха на экза менах не думал, а если и думал, так толь ко от страху, что завалится. Человек он жизнерадостный и жизнелюбивый, серьезно воспринимающий производство и работу на нем, много умеющий делать своими руками. И в конце концов, к завершению этого .не большого, но насыщенного событиями по вествования он начинает с беспокойством думать и о том, «что же он должен сде лать для rax (членов бригады сборщиков.— В. П.) в будущем, чтобы им не было так трудно» от штурмовщины, охватывающей завод в последнюю декаду каждого месяца. Вскрыть и осудить видимые и невидимые причины, повергающие целые коллективы больших предприятий то в десятидневную спячку в начале месяца, то в состояние не дельной раскачки, то в стремительный бро сок на штурм месячного планового задания в конце месяца. Неодобрение штурмовщины высказывают все, без исключения, герои повести, ю авторские оценки этому явле нию, обрушивающемуся как стихийное бед ствие на предприятие, дает наиболее полно студент-практикант Скворцов. Конечно, ни в коем случае действия и раздумья Сквор цова нельзя отождествлять с авторскими, как потому, что такой критерий далеко не самый верный и далеко не на все случаи литературной жизни, так и потому, что сту дент третьего курса, хоть и технического вуза,— фигура не столь уж и значительная, чтобы разрешить такую важную проблему нашего времени, как неритмичная работа .отдельных, даже и очень крупных пред приятий, .проблему, над которой бьются лучшие умы экономической науки и работ ники плановых органов страны . Казалось бы, в условиях социалистиче ского хозяйствования можно все учесть, предвидеть всякие неожиданности, все пре дусмотреть и продумать не только на ме сяц, квартал, год и пятилетку вперед, но и 10 . Сибирские огни № 1 . на более длительные сроки. Да оно так я есть — планы нашего экономического и со циального развития на годы, пятилетия и на более длительные сроки выполняются и перевыполняются. Социалистическая эконо мика не знает кризисов и таких их губи тельных последствий, как безработица. И все же нет-нет да и .возникнет, види мо, по недосмотру органов центрального планирования, например, междуотраслевая диспропорция, или по недосмотру отрасле вых администраций и планирующих орга нов то завышенные, то заниженные планы отдельных предприятий. Отсюда на этих предприятиях возникает острая недостаточ ность тех или иных видов оборудования и деталей, запаздывание с .их поставкой смеж никами, а то и запаздывание с изготовле нием их на самом предприятии. И ровный ритм здорового производственного организ ма сменяется вдруг то резкой аритмией, то вялостью... И правильно пишет В. Оботуров («Се годняшние заботы». «Литературное обозре ние», 1973, № 7), что «Андрей — только практикант и проблем не решит...» Добав лю к этому, что не только не разрешит проблем, «о и понять правильно эту бо лезнь даже в пределах одного завода или хотя бы цеха ему не под силу. И это во все не потому, что он плохо подготовлен как специалист. Нет, как специалист, он, пожалуй, подготовлен совсем .не плохо. Это человек, с самого детства, еще отцом, при ученный любить технику и действительно ее любящий. С заданиями он справляется успешно. В трудных ситуациях — сообрази тельный, с быстрой реакцией. Об этом го ворят хотя бы те его действия, когда по ломался метчик в заготовке, или во время .аварии, когда возник дисбаланс и вибрация .грозила разнести громадную машину в кус ки. Андрюха .не растерялся: «— Выключа-а-ай!— заорал он во все горло и в два прыжка очутился возле остолбеневшего электрика». И все же понять, отчего три декады ме сяца .на заводе именуются «спячкой», «рас качкой» и «штурмовщиной», правильно оце нить это явление ему не дано. О нем .мож но только сказать, что это типичный харак тер студента в типических обстоятельствах заводской практики. Автор исследует (о ва рианте повести, опубликованном в «Роман- газете», можно говорить только так) не са му проблему «дисбаланса» в экономике си бирского завода автоматических линий, а характеры .в обстоятельствах неритмичной работы этого предприятия. Правда, герои повести говорят о штурмовщине довольно часто и пытаются искать причины ее появ ления, но все это — «е столько исследова ние вопроса, сколько возмущение создав шимся на заводе положением. Б. Анашенков, ожидая в литературе та кой тип героя, который бы единовластно взялся противостоять «штурмовщине» (А. Медников назвал это «бунтом одиноч ки»), пишет в дискуссионной статье: «Тип этот намечен уже у Б. Екимова — молодой мастер Алеша, .не желающий выполнять план любой ценой, в частности, пропихи
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2