Сибирские огни, 1976, №1
К РИ ТИКА ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ % В. Парыгин ТРУДОВЫЕ МЕРИДИАНЫ Издание это1 не совсем обычное, а точ нее— даже не обычное. Согласитесь, что не каждый месяц— и даже год!— в одном номере «Роман «газеты» выходит в свет сра зу пять повестей, предисловие к которым написано первым секретарем Союза писа телей СССР. О даровании авторов «Трудовых мери дианов» говорят сами повести. К одним из них критика отнеслась более внимательно н благосклонно («Практикант» А. Черно усова, «Горячие дни в холодную пору» В. Поволяева), к другим («Белая птица-ле бедь» С. Пестунова) — более строго и не совсем бережно, о третьих, по существу, было только упомянуто. Произведение А. Черноусова, несомнен но, находится на путях развития сегодняш ней литературы о рабочем классе. К глав ному герою повести стоит присмотреться повнимательнее, чтобы поточнее определить существо замысла, позиции писателя и ху дожественный уровень их реализации. В одной из бесед за «круглым столом» в Новосибирске («Литературная газета», 19 июля 1974 г.) А. Черноусов сказал: «Не так уж маловажно, где происходит дей ствие. Выражение «производственный ро ман» порядком скомпрометировано, оно но сей день берется многими критиками в ка вычки. В самом сочетании им мерещится что-то противоестественное: в самом деле, производство — это нечто грохочущее, коп тящее, пугающее, роман же, наоборот,— нечто поэтическое. Мне, как инженеру, это противопоставление не совсем понятно. По чему деревенский пейзаж— это поэтично. ' Трудовые меридианы. «Роман-газета», 1974, № 12. — А. Черноусов. «Практикант»: В. Поволяев. «Горячие дни в холодную по ру»: С. Пестунов. «Белая птица-лебедь»; Ю. Убогий. «На этой земле»: Ю. Васильев. «Ветер в твои паруса». Повести. а техпроцесс — ужасно? Ужасен не вообще техпроцесс, а плохой техпроцесс...» И несколько ниже: «Когда человек не опит, страдая от любви,— это поэтично. А корда он не спит, мучаясь мыслью, как бы усовершенствовать этот проклятый техпро цесс, чтобы он меньше громыхал и коптил? Я заостряю, конечно, но на книжных полках будущего я вижу и «Экономи ческую балладу», и роман «Любовь к себестоимости»...» Конечно же, полемическая заостренность здесь налицо. Но что-то рациональное (в смысле — полезное, а не рационалистичное) в этой запальчивости А. Черноусова есть. И в том отношении, что мысль писателя должна постоянно биться «в сплошной ли хорадке буден», в корпусах заводских це хов, иа строительных площадках века, на колхозных и совхозных .полях, хочется под держать молодого автора. В этом А. Чер ноусов не одинок. Во время дискуссии о «гранях рабочей темы» многие высказыва лись за связь писателя с производством. «Роль отдельной личности в современном производстве,— говорил А. Черноусов,— да леко не та, что прежде. И подлинным ге роем жизни,— а значит, и литературы — может и должен быть коллектив...» Тоже сказано с полемической заострен ностью и довольно категорично, хотя это утверждение и не ново. Трудно по декларациям автора судить о его даровании, но они помогают понять, на щупать, что ли, какие внутренние пружины движут его писательским пером, в чем суть его творческой тенденции. Повесть «Практикант»— это действитель но попытка создать коллективный портрет бригады сборщиков одного из сибирских за водов, и хочется рассмотреть некоторые вопросы, связанные с гражданской харак теристикой этого коллектива. Насколько
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2