Сибирские огни, 1976, №1
140 И. И. синягин разных поколений, что гарантирует успех в научной работе. Старшее поколение имеет обычно боль шой опыт экспериментальной работы, об ладает хорошим знанием литературы, уме ет лучше оформить результаты исследова ния. Но для молодежи характерна боль шая смелость в постановке проблемы, бо лее свежее восприятие результатов рабо ты. Конечно, сказанное верно лишь как схема. Имеется много ученых, которые до глубокой старости сохраняют большую смелость в постановке экспериментов и свежее восприятие их результатов. К та ким ученым относились К. А. Тимирязев, И. П. Павлов, Д. Н. Прянишников и мно гие другие выдающиеся естествоиспытате ли. В то же время есть немало не по воз расту зрелых молодых ученых, которые уже не нуждаются в опеке и сами способ ны руководить большими коллективами научных работников. Крупный ученый непременно является основателем и главой научной школы. У нас в стране имеется много примеров больших и очень продуктивных научных школ. Лично я причисляю себя к школе агрохимии, основанной академиком Д. Н. Прянишниковым. Он давно уже умер, но созданная им школа продолжает сущест вовать и развиваться. Можно говорить о возникновении дочерних школ, возглавляе мых учениками Дмитрия Николаевича. Каким ученым удается создать школы? Только тем, которые выдвигают и разраба тывают большие прогрессивные идеи. Вокруг второстепенных научных проблем крупных научных школ создать нельзя. Главной идеей, которую выдвинул Д. Н. Прянишников, явилась химизация сельско го хозяйства страны как обязательное ус ловие подъема этой важной отрасли на родного хозяйства. Эта идея имела мно жество выходов в практику. Она глубоко интересовала не только агрономов по всем отраслям растениеводства, но и химиков- технологов, геологов и многих других спе циалистов. Агрохимия, созданная Пряниш никовым. опиралась на достижения мно гих смежных наук, особенно почвоведения, физиологии растений и микробиологии и в свою очередь стимулировала их развитие. Реализация идеи химизации сельского хозяйства сулила огромный подъем произ водительности в этой отрасли экономики. Вокруг этой идеи Д. Н. Прянишников су мел собрать много способных молодых ученых. Мы теперь являемся свидетелями претворения ее в жизнь. После исторического мартовского Пле нума Ц К КПСС (1965 г.) химизация сель ского хозяйства взята на вооружение на шей партией. Как известно, наряду с меха низацией и мелиорацией, химизация сель ского хозяйства является сейчас одним из существенных элементов аграрной полити ки КПСС. Большое значение химизации не однократно отмечалось в решениях съез дов КПСС и Пленумов ЦК, в выступле ниях Л. И. Брежнева. В настоящее время СССР вышел на первое место в мире по валовому произ водству и применению минеральных удоб рений. Источником значительного подъема урожайности, достигнутого в нашей стра не в последнее десятилетие, в первую оче редь, несомненно, является химизация сель ского хозяйства, которая осуществляется в комплексе с другими мероприятиями... Но пойдем далее. Руководитель школы — ие только организатор. Он должен и сам работать над какой-нибудь узловой проб лемой или проблемами, т. к. лишь при этом условии он может быть авторитетным руководителем для своих учеников. Пря нишников избрал для своих личных иссле дований проблему азотного питания расте ний и применения азотных туков — веду щую проблему не только собственно агро химии, но и физиологии растений. В какой бы области ни работали ученики Пряниш никова, они всегда внимательно следили за результатами исследований и новыми идеями своего учителя и корректировали в соответствии с этим программы собст венных научных работ. Я думаю, что взаимоотношения Д. Н. Прянишникова со своими учениками могут служить хорошим, достойным подражания примером правильного сочетания научного творчества разных поколений. Эти взаимо отношения обеспечивали быстрый рост на учной молодежи. Что требовал Прянишников от своих учеников? Прежде всего абсолютной честности в науке. Он был беспощаден к людям, кото рые выдавали желаемое за действитель ное и публиковали сырые, недодуманные до конца и не проверенные эксперимен тально выводы. Отсюда — высокая прин ципиальность Прянишникова: все, что вы сказывалось им, было совершенно на дежно. Прянишников не допускал никаких не обоснованных упрощений в методике, но поощрял дух новаторства у своих учени ков, поиски ими новых методических под ходов к решению поставленных задач. Как-то во время войны по поручению на чальника Главнауки МСХ СССР проф. Н. С. Авдонина мне пришлось исследовать вопрос о возможности резкого уменьше ния вносимых удобрений, которых в тот период было очень мало. Речь шла об об волакивании клубочков (семян) сахарной свеклы суперфосфатом и другими удобре ниями, что позволяло ограничиться ,внесе- нием всего 3—4 кг удобрений на гектар. Я написал о результатах Дмитрию Нико лаевичу. Он ответил письмом, в котором, одобряя постановку вопроса, предостерег меня от возможных ошибок и сделал ряд ценных методических указаний. Такой спо соб внесения удобрений, повторяю, пред ставлял интерес в условиях крайнего не достатка туков. Сейчас мы имеем возмож ность вносить их в значительно больших количествах, и обволакивание семян уже нецелесообразно. Очень ценной особенностью Д. Н. Пря нишникова как научного руководителя бы ло то, что он никогда не стеснял творче скую инициативу своих учеников и в то же
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2