Сибирские огни, 1976, №1
НАУКА ЕЩЕ О НАУЧНО/А Мои размышления «О научном творчест ве», опубликованные в июньской книжке «Сибирских огней» за 1974 год. вызвали ряд читательских откликов. Большинство из них касается вопроса о преемственности научного творчества или, что по сути то же самое, о взаимодействии и взаимоотноше ниях учителя и учеников в науке. Мне кажется, что в основе этого вопро са лежат прежде всего особенности самой науки как неисчерпаемого творческого про цесса, охватывающего много поколений ученых. Научные сотрудники А. А. Андреев, Б. И. Шмаков, Л. И. Орлов интересуются, в чем, на мой взгляд, особенности научно го творчества в сравнении с другими вида ми творческой деятельности. Чтобы отве тить на этот вопрос, следует прежде всего вспомнить, что ни одно, даже самое круп ное научное открытие не является истиной в последней инстанции. Там, где закончил свои исследования один ученый, начинает работать другой. Он совершенствует, а иногда и полностью заменяет выводы, по лученные его предшественниками. Скачок, знаменующий коренное измене ние или значительное совершенствование взглядов по тому или иному вопросу, на ступает в результате накопления наблю дений или экспериментальных данных, для чего обычно требуется довольно зна чительное время. Нередко для этого не обходима работа нескольких поколений ученых. Основы учения о развитии науки были заложены Марксом, Энгельсом, Лениным. В знаменитой книге Ф. Энгельса «Диалек тика природы», по сути дела, дана гене ральная схема развития научного твор чества в естествознании. Немалую работу И. И. Синягин, академик ВАСХНИЛ РАЗ ТВОРЧЕСТВЕ в этом направлении выполнили и наши со временники — советские философы-марк систы, естествоиспытатели и науковеды. Особенности научного творчества в смыс ле преемственности можно наглядно пока зать, рассмотрев судьбу научных книг или статей. Научное произведение (я не имею здесь в виду популярных книг и брошюр) издается только один раз. Переиздаются лишь единичные научные монографии, при чем непременным условием для этого яв ляется наличие в каждом следующем из дании серьезных дополнений, уточнение выводов и т. п. Иногда в научной практике последую щие издания осуществляются учениками автора, причем они вносят в этот труд очень серьезные дополнения и поправки. В искусстве такое положение совершенно невозможно. Особенности научного творчества как процесса, охватывающего несколько поко лений ученых, оправдывают старое ут верждение: «Нет настоящего ученого без учеников». Теперь, когда наука стала, в основном, делом больших коллективов, на личие учеников, своего рода научное на ставничество, сделалось одним из важней ших условий успеха крупных научных ис следований. Интересные мысли высказы вал по этому поводу известный ученый- гельминтолог академик К. И. Скрябин. Он говорил, что если научное учреждение укомплектовано лишь старыми учеными, то это трагедия, так как развитие науки в нем не имеет перспектив. Если учрежде ние не имеет опытных ученых и его кол лектив полностью состоит из зеленой мо лодежи, то (по Скрябину) это комедия. Будет много шума, но мало результатов. Нужно гармоническое сочетание ученых
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2