Сибирские огни, 1976, №1

НАУКА ЕЩЕ О НАУЧНО/А Мои размышления «О научном творчест­ ве», опубликованные в июньской книжке «Сибирских огней» за 1974 год. вызвали ряд читательских откликов. Большинство из них касается вопроса о преемственности научного творчества или, что по сути то же самое, о взаимодействии и взаимоотноше­ ниях учителя и учеников в науке. Мне кажется, что в основе этого вопро­ са лежат прежде всего особенности самой науки как неисчерпаемого творческого про­ цесса, охватывающего много поколений ученых. Научные сотрудники А. А. Андреев, Б. И. Шмаков, Л. И. Орлов интересуются, в чем, на мой взгляд, особенности научно­ го творчества в сравнении с другими вида­ ми творческой деятельности. Чтобы отве­ тить на этот вопрос, следует прежде всего вспомнить, что ни одно, даже самое круп­ ное научное открытие не является истиной в последней инстанции. Там, где закончил свои исследования один ученый, начинает работать другой. Он совершенствует, а иногда и полностью заменяет выводы, по­ лученные его предшественниками. Скачок, знаменующий коренное измене­ ние или значительное совершенствование взглядов по тому или иному вопросу, на­ ступает в результате накопления наблю­ дений или экспериментальных данных, для чего обычно требуется довольно зна­ чительное время. Нередко для этого не­ обходима работа нескольких поколений ученых. Основы учения о развитии науки были заложены Марксом, Энгельсом, Лениным. В знаменитой книге Ф. Энгельса «Диалек­ тика природы», по сути дела, дана гене­ ральная схема развития научного твор­ чества в естествознании. Немалую работу И. И. Синягин, академик ВАСХНИЛ РАЗ ТВОРЧЕСТВЕ в этом направлении выполнили и наши со­ временники — советские философы-марк­ систы, естествоиспытатели и науковеды. Особенности научного творчества в смыс­ ле преемственности можно наглядно пока­ зать, рассмотрев судьбу научных книг или статей. Научное произведение (я не имею здесь в виду популярных книг и брошюр) издается только один раз. Переиздаются лишь единичные научные монографии, при­ чем непременным условием для этого яв­ ляется наличие в каждом следующем из­ дании серьезных дополнений, уточнение выводов и т. п. Иногда в научной практике последую­ щие издания осуществляются учениками автора, причем они вносят в этот труд очень серьезные дополнения и поправки. В искусстве такое положение совершенно невозможно. Особенности научного творчества как процесса, охватывающего несколько поко­ лений ученых, оправдывают старое ут­ верждение: «Нет настоящего ученого без учеников». Теперь, когда наука стала, в основном, делом больших коллективов, на­ личие учеников, своего рода научное на­ ставничество, сделалось одним из важней­ ших условий успеха крупных научных ис­ следований. Интересные мысли высказы­ вал по этому поводу известный ученый- гельминтолог академик К. И. Скрябин. Он говорил, что если научное учреждение укомплектовано лишь старыми учеными, то это трагедия, так как развитие науки в нем не имеет перспектив. Если учрежде­ ние не имеет опытных ученых и его кол­ лектив полностью состоит из зеленой мо­ лодежи, то (по Скрябину) это комедия. Будет много шума, но мало результатов. Нужно гармоническое сочетание ученых

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2