Сибирские огни, 1976, №1
Г о л о с за сценой (металлический, усиленный радиотехникой). Освободите проезжую часть! Примите вправо! Освободите проезжую часть! Домо в о й . В двух словах. Мария Ивановна — кристальной души человек, поэтому и с мужем своим, хотя и ученым, но отрицательным, развелась три года назад и квартиру прекрасную бросила. Дали ей здесь комнату, вот и живет. Да не просто живет, а как и во всем — горит. (Над спящей Марией Ивановной возникает зыбкое свечение.) Это ее стараниями жильцы перестали ссориться из-за каждой мелочи, делиться. Они живут теперь мирно, спокойно, по-человечески... А на работе, на заводе... Там Мария Ивановна пользуется заслуженным ав торитетом, и не только славно трудится, участвует в художественной самодеятельности, она еще и активная общественница. Она всячески по могает сотрудникам в их личной жизни. Свечение над Марией Ивановной разрастается. Слышится ровное гудение, подоб ное тому, какое издают трансформаторы. Надо прямо сказать, эта квартира и ее жильцы — прекрасны... Обеспеченная не только материально, но и морально, старость Маргари ты Львовны возвышенна, благородна. Хорошо идут дела и у дружной молодей четы Уховых, это благотворно сказывается на психике их сы на... И вообще... М-м-м... (Тихо.) Что же там дальше-то? (Украдкой вы нимает листок из кармана брюк и заглядывает в него.) И вообще воз никает идея: все жилье строить подобным образом, коммунальным чтобы в наш век нарастающей некоммуникабельности — дать возмож ность людям активно общаться, проникаться заботами территориально близких людей. Такие квартиры лишат человека замкнутости, он не сможет оказаться забытым-заброшенным... Вот ведь какое дело! Такое пойдет общение, такая взаимопомощь. Мне волнительно говорить о та кой прекрасной идее. Думается, она согреет в чем-то кое-кого... (Уходит на кухню. Садится, утирает пот.) Ну, вот оттарабанил все, как положе но. Можно уходить, пусть сами разбираются... С удовольствием закуривает, но слышит, как встает с кресла проонувшийся Васи лий, шуршит газетой, открывает дверь и направляется в ванную. Домовой глотает сигарету2 и прячется под стол. Василия останавливает необычный свет, пробивающийся через щель под дверями комнаты Марии Ивановны, « странное гудение. Василий подходит к дверям. Стоит, раз думывая. Негромко стучит. Дверь бесшумно распахивается перед ним. Василий делает шаг — дверь так же бесшумно за ним закрывается, щелкает замок. Свечение над Ма рией Ивановной гаснет, гудение прекращается. Какое-то мгновение слышатся звуки ночной улицы, о которых подробно сообщалось в начале второго действия. М а р и я И в а н о в н а вскакивает, в руках у нее револьвер. М а р и я И в а н о в н а . Стой! Руки вверх! Негромкий звук выстрела. Вспышка выхватывает из кромешной тьмы реши тельное, волевое лицо Марии Ивановны и нелепую застывшую фигуру Василия — в пижаме, с поднятыми руками. Одновременно раздается авон разбитого стекла в осветительской ложе и корот кий -стон. Осветитель падает на барьер. Быстро слева из-за кулис появляется п о м о щ н и к р е ж и с с е р а с фонарем типа «Летучая мышь». Пом р е ж и с с е р а (осветителю). Товарищ Максимов! Прекрати те балаган, не утрируйте. Револьвер из другой пьесы. Я лично проверял. 1 См. фильм «Любить человека», 1 серия. 2 Автор на этом не настаивает. Домовой может выбросить сигарету в форточку, бросить ,з раковину или какую-нибудь из кастрюль, засунуть себе ,з ухо. Как удобнее.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2