Сибирские огни, 1976, №1
Д Е Й С Т В И Е В Т О Р О Е Та же квартира. Ночь. Доносится слегка приглушенный шум городского транспор та легковых автомобилей, автобусов, троллейбусов, трамваев, мотоциклов, моторол леров, мопедов, велосипедов. Слышны, и весьма отчетливо, песни: «Распрягайте, хлоп цы, коней», «Сняла решительно», исполняемые прохожими самостоятельно, и разнооб разные зарубежные мелодии, воспроизводимые переносными электрофонами. Иногда дружно взлаивают друзья человека — выгуливаемые собаки. В квартнре тихо. Маргарита Львовна, .сидя за столом, при свете, что-то пишет «а маленьких лис точках бумаги, чтобы зритель не гадал — что она пишет — Маргарита Львовна шепчет: «Ввиду отъезда очень э-э-э... срочно и недорого продается э-э-э... буфет периода ре конструкции. Обращаться э-э-э... по телефону 21-52-67». В комнате Василия все спят. Василий сидит у торшера и дремлет, развернув еже недельник. Мария Ивановна в пеньюаре курит и набирает номер телефона, однако ей никто не отвечает и она, затушив сигарету и выключив свет, укладывается спать. Уличные шумы, сделав свое дело, должны стихнуть, иначе зритель совсем почувствует себя как дома, а это не входит в задачи автора. Он в начале первого действия весьма прозрачно намекнул — все, что. вы видите, чистейшей воды — вымысел. .Вот и теперь, в .начале второго действия, произойдет нечто, долженствующее утвердить зрителя в мысли о нереальности, полной фантастичности того, что делается на сцене. Однако — не сразу. Сперва зритель, рассаживаясь, видит и слышит .все, зафиксированное выше, затем шумы стихают, и в темной кухне, едва освещенной отблесками неоновой рекламы, мы замечаем какое-то движение, видим фигуру, она появляется из-под стола или из-за ба тареи парового отопления. Фигура тихо чихает. Василий опускает еженедельник, глядит на своих. Они мирно опят. Василий продолжает чтение. Фигура, садится у кухонного окна, чтобы зритель мог рассмотреть её внешность, увидеть левую загипсованную руку, всё для удобства зрителя, максимум удобств. Тут и бюллетени по обмену жилой площади, и вечерняя газета каждому зрителю, и вышеупомянутые жалобные книги. Кстати, пиво в теат ральном буфете — не последняя деталь. Как-то автору удалось подслушать разговор двух молодых театралов: •— Ну, как Медея? — Ничего. Пиво было в буфете свежее. Посидели с ребятами, побазарили... Так что не будь там пива, и не о чем было бы вспомнить. Может сложиться впечатление, что театр в наши дни .начинается с буфета. Нечего греха таить, бывает и так, бывает, что он на буфете и заканчивается. Однако знако мый автора сельчанин Тимофей Макарович Бохан — я автор с ним полностью солида рен — считает, что в театре без перемен, и театр по-прежнему .начинается с вешалки, точнее— с гардероба. И как иллюстрацию этого утверждения Тимофей Макарович рассказывает следую щий случай: — Сдаю ей куфайку, а она не берет, уперлась и всё. Вешалки, говорит, нету на вашей спецодежде. И вообще, говорит, нельзя сюда в спецодежде. Вот это— театр! Как в ресторане. Вы заметили, что рассуждения старых и молодых театралов где-то смыкаются, там буфет, здесь — ресторан? Но о связи поколений в другой раз. Пора вернуться к нашим героям. Фигура (назовем её условно — ДОМОВОЙ — и будем так именовать впредь) сно ва тихо чихает, напоминая о себе. Василии уже спит. Домовой ©стаёт, несколько раз приседает, разминаясь, откашливается. У края сцены появляется помощник режиссёра.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2