Сибирские огни, 1975, №12
188 ГЕННАДИЙ ПЕТРОВ озабочен: в этом году ждут раннюю зиму, суда могут зазимовать не там, где следует. Теребят его телеграммами и звонками. Он меня не замечает, а мне того и надобно. За то я его замечаю». Работа над портретом шла осенью 1937 года. Внимание всего мира снова было приковано к Артаке. Там, в районе Северного полюса, впервые в истории дрейфовали на льдине четыре советских человека, отважные исследователи Папанин, Кренкель, Ширшов и Федоров. Работала станция «Северный полюЫ». И совершилось это небы валое дело под руководством Шмидта. На полотне Шмидт сосредоточен, взгляд его напряжен, между бровями пролегла глубокие складки. Карандаш ,в правой руке твердо уперся в далекую северную точку «а карте, а левая ладонь тяжело легла на подлокотник кресла. Лицо начальника Северно го морского пути, вся его фигура, поза неспокойны. Но верится: этот человек сильнее любых трудностей, он их .победит! Профессор Сергей Николаевич Дурылип оставил яркое описание своей первой встречи с портретом Шмидта: «Я долго не отрываясь смотрел на портрет и, .наконец, сказал: — Я был на Ледовитом океане. У него, — указал я на лицо Шмидта, — исси.ня- зеленая волна океана отражена в глазах. Он о ней, видно, всю жизнь мечтал и те перь уже не .может оторваться от .нее никогда. Все будет она влечь его к себе. Михаил Васильевич молча обнял меня и горячо заговорил: — Этого хотелось, чтобы так было, а так ли .вышло, не знаю. Наш брат любит, чтоб его хвалили. Поверить-то хочется, что так, а вдруг не так? Но, верно, поверил, а еще вернее — сам з.нал, что так, потому что тут же добавил: — «Шмидт?«Эго который с бородой? Надоела мее эта борода. Сколько раз его рисовали, и все не его, а бороду. Бороду рисовать легко. Но в ней ничего и нет, кроме бороды. А я .решил: попробую заглянуть в глаза. Там у него кое-что .найдется получше бороды». Портрет Шмидта выразил .восхищение и преклонение художника перед героизмом советом'* покорителей Арктики, их подвигами во имя науки и всего человечества. Се- мидесятииятилетний живописец работал над полотном не жалея сил, не щадя себя, от давая весь талант и мастерство. Это тоже можно .назвать героизмом. Тем временем по всей стране ездили сотни художников, откликнувшихся на при зыв Серго Орджоникидзе. Они бороздили моря и реки, поднимались на самолетах, участвовали .в высокогорных экспедициях, колесили по таежной Сибири, по степям Казахстана, по сопкам Дальнего Востока, по знойным пескам Кара-Кумов. 19 марта 1939 года выставка «Индустрия социализма» открылась в Москве и ста ла событием в жизни страны. Ее организатору — Георгию Константиновичу Орджони кидзе — не довелось увидеть, как воплотились его идеи. Жизнь пламенного большеви ка оборвалась двумя годами раньше. Но штаб выставки все делал так, как советовал товарищ Серго. Свыше семисот авторов представили на выставку «Индустрия социализма» тыся чу двести произведений. Это был (по тем временам) самый широкий смотр советского изобразительного искусства, своего рода коллективный портрет новой Родины. Многие работы, созданные для этой выставки, стали классическими, .вошли в золотой фонд нашего искусства. Портрет Шмидта, написанный Нестеровым, находится в Государ ственной картинной галерее Белорусской ССР. С тех пор в нашей стране состоялось много больших выставок. Советских худож ников уже давно не приходится убеждать в том, как интересно побывать на крупней ших заводах, электростанциях, о далеких городах, на новостройках. Вошли в норму договора мастеров изобразительного искусства с организаторами выставок, музеями. Художественная летопись жизни советского народа продолжается. Творческие коман дировки, государственные заказы стали правилам, постоянным источникам тем, идущих от жизни. ♦
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2