Сибирские огни, 1975, №12
СЛЕДОПЫТЫ ИСКУССТВА 185 неосторожности или пренебрежительного отношения к прошлому деревянную церковь,, жемчужину сибирской архитектуры семнадцатого века. Она стояла в Заполярье, на берегу Индигирки, в городе Зашиверске. Город исчез с лица земля, а церковь, постро енная в прекрасных традициях древнерусской архитектуры, каким-то чудом уцелела. Это драгоценный дар Совета Министров Якутской АССР. Зашиверская церковь ждет своего часа, чтобы подняться .во всей красе неподалеку от берега молодого Обского- моря. Рядом с ней встанут поселения первобытных охотников, чумы, юрты, землянки- и другие жилища малых народов Сибири, целые деревни русских переселенцев. В этих домах экскурсанты увидят и предметы быта, орудия труда, различные изделия. Идея .создать в Академгородке музей под открытым небом тоже принадлежит Окладникову. Но подобие такого музея уже существует возле коттеджа, в котором жи вет Алексей Павлович. Откроешь калитку, пойдешь по узкой тропке и увидишь, как в- зарослях травы и кустов возвышаются глыбы едва обтесанного или вовсе ие обрабо танного камня. На них вырезаны таинственные знаки, высечены пугающие личины и едва различимые изображения. Этих «каменных баб», идолов академик привозит -ото всюду, где ему приходится работать. Они словно сторожат дом своего хозяина, когда он в отъезде. А застать его на месте трудно. Я не знаю человека, более легкого на подъем. Каждый раз, встречаясь с ним, узнаю, что о,н только что вернулся с Байкала,, из Москвы, с Амура или завтра уезжает в Монголию, в Якутию или на Аляску. Зна чит, мы скоро услышим, что «счастливая лопата» академика Окладникова извлекла на белый свет новую удивительную находку. По инициативе товармца Серго Президент Академии художеств И. И. Бродский -приехал по делам из Ленинграда в Москву. Неожиданно ему позвонили в гостиницу: — Вас приглашает на прием товарищ Орджоникидзе. К двенадцати часам. — К двенадцати дня, конечно? — Нет, ночи... Бродский знал, что руководители Советской страны работают почти без отдыха. Рассказывали ему и об Орджоникидзе: Георгий Константинович обычно уезжает из наркомата не раньше трех-четырех часов ночи. Даже -в воскресенье, на даче, о.н по стоянно окружен инженерами, учеными, рабочими-новаторами: обсуждает неотложные дела, советуется, знакомится с техническими идеями и опытом лучших... Бродский и сам видел, как работает .нарком. Они -встречались в Ленинграде на строительстве заво да красок. Орджоникидзе поставил задачу возвести новое предприятие на редкость быстро и добиться, чтобы советские художественные краски были не хуже загранич ных и даже лучше их. О-н подробно расспрашивал Бродского, в чем нуждаются худож ники, увлеченно говорил об огромном росте культуры народа, о его интересе к искусству. -Во время этих встреч Бродский с радостью убедился, что Председатель Высшего Совета Народного Хозяйства, -Народный Комиссар тяжелой промышленности — за ботливый друг советских художников. О чем же -пойдет речь сейчас? Георгий Константинович поднялся и, улыбаясь, пошел навстречу художнику. Брод ский не мог не залюбоваться широкоплечей фигурой наркома в зеленом кителе, темных брюках и мягких кавказских сапогах из козьей кожи. Крупная голова с поредевшей, -но еще буйной шевелюрой, высокий лоб, большие карие глаза, светящиеся умом и добрым юмором, пышные усы, волевой подбородок... Вот только лицо бледное, одутловатое и под глазами мешки — наверное, от постоянного переутомления. Орджоникидзе усадил гостя, ра-сспросил о его делах, поинтересовался, ие нужна ли ему какая-нибудь помощь. А потом спросил: — Вы -ведь, кажется, видели выставку «Наши достижения»? Бродский, конечно, побывал на этой удивительной выставке. Она открылась в Мос кве в 1934 году в дни работы XVII съезда партии. Предложил устроить выставку то
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2