Сибирские огни, 1975, №12

СЛЕДОПЫТЫ ИСКУССТВА 185 неосторожности или пренебрежительного отношения к прошлому деревянную церковь,, жемчужину сибирской архитектуры семнадцатого века. Она стояла в Заполярье, на берегу Индигирки, в городе Зашиверске. Город исчез с лица земля, а церковь, постро­ енная в прекрасных традициях древнерусской архитектуры, каким-то чудом уцелела. Это драгоценный дар Совета Министров Якутской АССР. Зашиверская церковь ждет своего часа, чтобы подняться .во всей красе неподалеку от берега молодого Обского- моря. Рядом с ней встанут поселения первобытных охотников, чумы, юрты, землянки- и другие жилища малых народов Сибири, целые деревни русских переселенцев. В этих домах экскурсанты увидят и предметы быта, орудия труда, различные изделия. Идея .создать в Академгородке музей под открытым небом тоже принадлежит Окладникову. Но подобие такого музея уже существует возле коттеджа, в котором жи­ вет Алексей Павлович. Откроешь калитку, пойдешь по узкой тропке и увидишь, как в- зарослях травы и кустов возвышаются глыбы едва обтесанного или вовсе ие обрабо­ танного камня. На них вырезаны таинственные знаки, высечены пугающие личины и едва различимые изображения. Этих «каменных баб», идолов академик привозит -ото­ всюду, где ему приходится работать. Они словно сторожат дом своего хозяина, когда он в отъезде. А застать его на месте трудно. Я не знаю человека, более легкого на подъем. Каждый раз, встречаясь с ним, узнаю, что о,н только что вернулся с Байкала,, из Москвы, с Амура или завтра уезжает в Монголию, в Якутию или на Аляску. Зна­ чит, мы скоро услышим, что «счастливая лопата» академика Окладникова извлекла на белый свет новую удивительную находку. По инициативе товармца Серго Президент Академии художеств И. И. Бродский -приехал по делам из Ленинграда в Москву. Неожиданно ему позвонили в гостиницу: — Вас приглашает на прием товарищ Орджоникидзе. К двенадцати часам. — К двенадцати дня, конечно? — Нет, ночи... Бродский знал, что руководители Советской страны работают почти без отдыха. Рассказывали ему и об Орджоникидзе: Георгий Константинович обычно уезжает из наркомата не раньше трех-четырех часов ночи. Даже -в воскресенье, на даче, о.н по­ стоянно окружен инженерами, учеными, рабочими-новаторами: обсуждает неотложные дела, советуется, знакомится с техническими идеями и опытом лучших... Бродский и сам видел, как работает .нарком. Они -встречались в Ленинграде на строительстве заво­ да красок. Орджоникидзе поставил задачу возвести новое предприятие на редкость быстро и добиться, чтобы советские художественные краски были не хуже загранич­ ных и даже лучше их. О-н подробно расспрашивал Бродского, в чем нуждаются худож­ ники, увлеченно говорил об огромном росте культуры народа, о его интересе к искусству. -Во время этих встреч Бродский с радостью убедился, что Председатель Высшего Совета Народного Хозяйства, -Народный Комиссар тяжелой промышленности — за­ ботливый друг советских художников. О чем же -пойдет речь сейчас? Георгий Константинович поднялся и, улыбаясь, пошел навстречу художнику. Брод­ ский не мог не залюбоваться широкоплечей фигурой наркома в зеленом кителе, темных брюках и мягких кавказских сапогах из козьей кожи. Крупная голова с поредевшей, -но еще буйной шевелюрой, высокий лоб, большие карие глаза, светящиеся умом и добрым юмором, пышные усы, волевой подбородок... Вот только лицо бледное, одутловатое и под глазами мешки — наверное, от постоянного переутомления. Орджоникидзе усадил гостя, ра-сспросил о его делах, поинтересовался, ие нужна ли ему какая-нибудь помощь. А потом спросил: — Вы -ведь, кажется, видели выставку «Наши достижения»? Бродский, конечно, побывал на этой удивительной выставке. Она открылась в Мос­ кве в 1934 году в дни работы XVII съезда партии. Предложил устроить выставку то

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2