Сибирские огни, 1975, №12
СЛЕДОПЫТЫ ИСКУССТВА 183 выступающие »перед щеки и скулы, нежный округлый подбородок, широкий, мягко очер ченный нее и раскосые миндалевидные глаза. Явно чувствуется желание мастера изо бразить не женщину вообще, а конкретное лицо, достичь портретного сходства. Это желание становится очевидным, когда сравниваешь несколько статуэток. У каждой «си бирской Венеры» свои черты: одни — полные, другие — худые, у одних — талии едва угадываются, у других — четко выражены, словно перетянуты поясами. Различаются и типы лица, а особенно прически. Это было для ученых полной неожиданностью — со брать целую выставку парикмахерского искусства древнекаменного века! Волнистые пряди, опадающие на плечи, прямые, гладко зачесанные волосы, толстая коса, перебро шенная на грудь, локоны, сплетенные в косички и уложенные спиралями, строгий пря мой пробор, шарообразная прическа... Сколько модниц, столько и вкусов! Значит, дей ствительно, ваятели сибирского палеолита создавали портреты милых им красавиц. Упомянутая фигурка из Бурети задала Окладникову трудную задачу. Ее голова как-то странно сужается и заостряется кверху. Все части головы, кроме лица, покры ты полукруглыми ямками и насечками. Если это прическа, то почему зарубки покрыва ют все тело женщины, расположены правильными рядами от темени до самого низа? Может быть, это татуировка? Почему же ее нет «а лице? И почему лицо женщины обрамлено выпуклым валиком? Алексей Павлович вертел костяную фигурку и так и этак, пытаясь разгадать замысел автора. Подобные знаки на статуэтках не встреча лись нигде в мире. Так ведь это же не прическа, а меховой капор! — мелькнула, наконец, догадка. А на теле не татуировка, а пушистый костюм в виде комбинезона. Почти в такой же одежде дс сих пор ходят арктические охотники, оленеводы тундры, разведчики природ ных богатств Крайнего Севера. В Европе, в Африке, на Ближнем Востоке находили только изображения обнаженных женщин. Подобные статуэтки попали в руки Оклад- аякова и в Бурети. А вот закутанные в искусно сшитую одежду фигурки, кроме него, нашел только Герасимов в соседней Малые. У проповедников культурного неравенства древних людей был еще один козырь: превосходная живопись художников палеолита. В пещерах Испании и Франции были обнаружены рисунки животных, поразившие специалистов эмоциональной силой, выра зительностью и глубоким реализмом. Родилось предположение, что в этом небольшом районе жили люди, особо одаренные художественными талантами. К тому времени были известны и «картинные галереи» на скалах Сибири. Одна из таких галерей находилась на берегу Верхней Лены возле деревни Шишкино. О ней в восемнадцатом веке узнал российский академик Миллер. Он посетил Шишкинские ска лы, но — странное дело — они не произвели на него никакого впечатления. О «писа ных камнях» на 1}ене прочно забыли. Через двести лет, в 1929 году, здесь появился Окладников. Он услышал от местных жителей о древних писаницах, узнал, что буря ты и тунгусы обожествляли их и называли «Заставляющая вздрогнуть скала». Конеч но, молодой ученый не мог пройти мимо такого памятника. Алексея Павловича глубоко поразили обилие и разнообразие наскальных изобра жений. Шишкинская «галерея» состояла из тысяч рисунков, сплошь покрывающих плос кости огромных камней. Да, первый историк Сибири Миллер явно недооценил эту самую богатую в Северной Азии художественную летопись жизни различных племен и народов, сменявших друг друга на протяжении шести тысячелетий. Однако и Окладникову в тот раз «Заставляющая вздрогнуть скала» не открыла самого важного. Это открытие произошло в 1941 году. Тогда Алексей Павлович, уже опытный и известный археолог, обстоятельно обследовал Ленские писаницы. Его вни мание привлекла вершина обрывистого каменистого утеса: уж очень выигрышное место для первобытного художника. Но камень сильно выветрился, потрескался, даже побе лел от времени. На нем долго ничего не удавалось рассмотреть. Алексей Павлович не сколько раз внимательно обследовал обрыв, приходил к нему в разное время. И од нажды вечером косые лучи солнца выявили две длинные параллельные линии, нане сенные когда-то красной охрой. Краска сильно поблекла, сливалась с естественным цветом камея и была незаметна днем. Ученый тут же поднялся наверх и обвел мелом проступившие линии, стал искать их продолжение, смачивая поверхность скалы водой.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2