Сибирские огни, 1975, №12
СЛЕДОПЫТЫ ИСКУССТВА 181 затопления Братской ГЭС. Теперь над ними шумит рукотворное море. Но почти все рисунки вырубили, выпилили из скал ленинградские, московские, киевские, сибирские студенты под руководством академика Окладникова. Эту работу можно было бы на звать каторжной, если бы ею занимались подневольно. Но здесь трудились люди, пре данные своему делу. Теперь спасенняыми шедеврами Каменных островов мы можем любоваться в Иркутском художественном музее и в одном из тех залов, по которым ведет сегодня третью экскурсию Владилен Тимохин. •—• Недаром говорят, что историю мы изучаем, а у искусства учимся, независимо от времени, к которому оно относится, — продолжает он свой рассказ. — Вот картины первобытных мастеров, созданные семь или шесть тысяч лет назад. Они били камнем по камню, выдалбливая на плоскости скалы контуры фигур. Не каждому современно му художнику, владеющему всем богатством многовековой изобразительной культуры, под силу подобное совершенство. Несколько точных штрихов — и перед нами собака. Она яростно лает, вся шерсть на ней вздыбилась —- вот-вот бросится в атаку. Маленький зверек .ведет себя так сме ло потому, что чувствует поддержку человека. Художник не изобразил охотника, но его присутствие явно ощущается. А навстречу собаке идет молодой лось. Он ступает легко, грациозно. Высоко поднятая голова с массивным носом увенчана небольшими рогами. Молодой лось словно не замечает дерзкого поведения собаки. Может быть, по тому он так беззаботен, что следом за ним торопится более крупный, сильный самец. Он грозно ревет и, наверное, сейчас устремится вперед, начнет топтать своего врага. Первобытный мастер очень правдиво передал движения и облик зверей. Скупыми средствами он создал впечатляющую жизненную картину. Между прочим, раньше считалось, что человек приручил собаку во втором тысячеле тия до нашей эры. А картины на Каменных островах Ангары были созданы на две или три тысячи лет раньше. Значит, мы .недооценивали наших далеких предков. Еще уди вительнее соседняя картина: лось в ременном ошейнике с усилием тащит за собой лыжника, который ухватился за постромки. Оказывается, еще в эпоху неолита могучий лесной зверь покорился человеку! А ведь только в последние годы начали создавать лосиные фермы, пытаться превратить сохатых в домашних животных... Нет, не так примитивны были первобытные люди, как мы иногда представляем. Они прекрасно чувствовали окружавшую их природу, обладали пытливым умам, на блюдательностью, художественным талантом, богатыми трудовыми навыками, исклю чительным упорством и терпением. Любимыми украшениями древних были кольца и широкие пластины из нефрита— зеленоватого, порой молочно-белого камня. Их много в витринах музея. Такие украше ния .носили на висках, на лбу, на шее. Гладко отполированный нефрит очень красив. Но он и чрезвычайно неподатлив в обработке. Кусочек этого камня в десять квадрат ных сантиметров нужно шлифовать на современном стайке пять рабочих дней. Сколь ко же времени требовалось неолитическому мастеру? Идешь вдоль витрин музея и все больше проникаешься .почтением к ¡нашим дале ким предкам. Вот самая древняя костяная игла — ей восемь тысяч лет. Каким чудом сумел ее хозяин провертеть крохотное ушко, какой инструмент использовал? Рядом единственная в мире находка: гранитный утюг. Оказывается, люди новокаменного ве ка уже додумались разглаживать швы одежды, сшитой из жестких шкур, для этого обтесали и отшлифовали сероватый камень, в .верхней его части сделали углубления— получилась довольно удобная .ручка. Утюгом орудовали так долго и усердно, что он с одного края стерся. Кроме того, .нерадивая хозяйка, видно, перекалила его на огне —• утюг лопнул и был выброшен. Моим друзьям-археологам знак-омы минуты ослепительного счастья. Но они потому и запоминаются на всю жизнь, что приходят редко. А прежде надо прошагать десятки и проехать сотни километров, по четыре-пять месяцев в году жить ,в палатке, забыв об удобствах, развлечениях и любимых кушаньях. Иногда надо спускаться в пещеры, где на голову капает холодная ¡вода, а мрачные своды грозят обвалом. Надо карабкаться по скалам, цепляясь за чахлые кустики и рискуя сорваться. В одних местах у археоло гов не успевает просыхать одежда, от тягучих дождей, в других — губы трескаются от зноя, и каждый глоток воды на счету...
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2