Сибирские огни, 1975, №12

180 ГЕННАДИИ ПЕТРОВ Вот, например, халаты из рыбьей кожи. Их привез Владилен Тимохин из амурских селений, куда он ездит вот уже пятнадцать лет изучать обычаи маленьких народно­ стей с древними традициями — ульчей, орочей, нанайцев, нивхов, яелидальцев, удэ­ гейцев. Халатам по сотне лет, но в таких же ходили и древние предки этих прирож­ денных рыболовов. Они изобрели одежду, которая как нельзя лучше отвечала усло­ виям их жизни и труда. Халаты из рыбьих шкур ,не пропускают воду и хорошо дер­ жат тепло, на морозе не твердеют, не шуршат и не рвутся, как плащи из резины или «болоньи». Такая одежда, в отличие от шерстяной или полотняной, не промерзает, когда на нее попадает вода — лед легко от нее отскакивает. А как красивы эти столетние вещи! Они от ворота до подола расшиты разноцвет­ ными узорами, причудливым орнаментом из спиралей. Кривые линии, изогнутые то круто, то плавно, если хорошенько к ним присмотреться, образуют не просто затейли­ вые завитки, а изображения рыб, петухов, медвежьих голов. Все украшения выполне­ ны двойной аппликацией: узор нашит на кусочки кожи, которые пришиты к халату. Сделано это так тонко, что только по узелкам с левой стороны можно понять, как проходят нити сквозь необычный материал. Особенности узора были и своего рода паспортом: они говорили, к какому роду нанайцев или ульчей принадлежит хозяйка халата и какого она возраста. В то же время за полтораста лет ученые не обнаружили Д Е ух халатов с одинаковым орнаментом. Теперь таких одежд на Амуре не делают: слишком это трудно и долго. Ведь нуж­ но очень осторожно снять несколько шкур сазана, толстолобика, кеты, щуки, из кото­ рых кроили разные части халата. Потом аккуратно срезать каждую чешуйку. Полгода кожи выделывали, коптили в холодном дыму — добивались эластичности, усиливали водоотталюиваюиуге свойства. Потом принимались за шитье, за украшение халата. В институте подсчитали, что на некоторых участках этого наряда на десяти сантимет­ рах сделано миллион двести тысяч стежков. А чтобы только досчитать до миллиона, нужен рабочий день. Вот и получается, что это произведение искусства -— еще и плод огромного труда. Конечно, такой вещи место в музее. Остались их буквально единицы, вот-вот совсем исчезнут. Нисколько не легче пополнять фонды музея Николаю Николаевичу Покровскому. Он — археограф, собиратель древних рукописей и старопечатных книг. Его маршруты в основном пролегают по тувинским, алтайским и забайкальским селам, где живут потомки староверов — противников централизованной царской власти, которые не при­ знавали царя наместником бога на земле. За это староверов преследовали, изгоняли из родных мест, ссылали в Сибирь. Но они хранили в неизменности свои религиозные обряды, обычая шестнадцатого-семяадцатого веков, сочинения идеологов и писателей- раскольников. Только вот как заполучить драгоценные рукописи и книги от древних, но еще крепких дедов, которые упрямо придерживаются веры своих предков? И все же Покровский .никогда не возвращается из экспедиции с пустыми руками. Из года .в год навещает он хозяев старинных книг, дружески разговаривает с ними, не назойливо, но настойчиво втолковывает старикам, что их книги нужны народу, что они навечно сохранятся в музее и в Новосибирской научной библиотеке. При этом Нико­ лай Николаевич демонстрирует такое знание раскольнической литературы и такое ува­ жение к ней, что располагает к себе самые холодные сердца. И вот, наконец, ему вру­ чается томик в затертом переплете из телячьей кожи. Цель, к которой стремился уче­ ный несколько лет, достигнута! Всем, кому дорога история нашей Родины, становятся известными новые подробности о Мамае! ом побоище, о крестьянских бунтах, о пер­ вых путешествиях русских землепроходцев в дальние страны... У Анатолия Маэияа свои трудности. 0,н прошел многие сотни километров в лодке по порожистым рекам, бродил но глухим таежным урманам, однажды попал в окру­ жение целой .семьи воинственно настроенных медведей и еле унес ноги. А все для то­ го, чтобы отыскать петроглифы — рисунки первобытных людей на камнях. Мазину и другим сотрудникам института удалось найти несколько древних «картинных галерей» на обрывистых берегах Ангары, Лены, Амура и его притоков. Однако их надо было не только обнаружить, .но и опасти. Каменные острова на Ангаре, где в эпоху неолита — новокаменного века — на славу потрудились первобытные художники, попали в зону

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2