Сибирские огни, 1975, №12
СЛЕДОПЫТЫ ИСКУССТВА 179 ста то'ню хоть раз по ним пройти, чтобы понять: безгранична фантазия народа, безуп речен его природный художественный »кус, могуче и вечно стремление создавать красоту. В этих залах просто глаза разбегаются. Но давайте все же остановимся возле каких-нибудь экспонатов. Ну, хотя бы возле тех, о которых говорит старинная народ ная загадка: «На осине сижу, сквозь клену гляжу, березой верчу». Трудно догадаться. Ведь речь идет о прялке, а она давно ушла в прошлое. Загад ка родилась потому, что в некоторых губерниях России донца прялок делали осиновы ми, гребни, на которых крепили льняную кудель,— кленовыми, а веретена — березовыми. Сделать прялку, кажется, очень просто: соединить две доски под прямым углом, верхний конец вертикальной доски нарезать зубчиками, чтобы кудель держалась,-— вот и все... Но посмотрите только, как красивы эти обыденные предметы, как они разнообразны! Вот прялка, напоминающая плывущего лебедя. Другая похожа на башенку. Тре тья — на вытянутый лепесток. Донце, все покрытое узором из розеток, ромбов, квад ратов, треугольников. Лопасть в виде чаши, а рядом — лопасть с сережками и «коро ной». Витая ножка. Ножка с фигурными перехватами. Сквозная ажурная резьба. Ин крустация из кусочков мореного дуба или кости. Яркие многоцветные росписи — цветы, листья, дерево, а то и целые картоны: птицы с человечьими лицами, сказочные звери. Но больше реальных, жизненных изображений: охота, рыбная лсивля, сани с седока ми, ярмарка, чаепитие, барыня в карете... Что ни прялка, то загляденье! Оин привезены из самых разных мест, из экспеди ций по дальним селам. Никто пе занимается больше этим монотонным, бесконечным трудом: люди покупают в магазинах фабричные ткани н готовую одежду. А прялки давно повыбрасывали, сожгли в печах. Лишь кое-где они сохранились чудом — на ра дость работникам и посетителям музеев. Иногда прялки берегут в память о дедах и прадедах, не хотят с ним« расставаться. Надо убедить их владельцев, чтобы отдали на хранение государству. Теперь прялки -не делают. Но живы, развиваются другие народные ремесла. Всему миру известны вологодские кружева, холмогорская резьба по кости, лаковые шкатулки Палеха, хохломская роопись, мстер-ская миниатюра, дымковские веселые игрушки... За работами современных умельце® тоже надо «охотиться» сотрудникам музея. Такие экспедиции ведут уже не в прошлое, а в настоящее. В музеях хранятся и вещи, сделанные многие века назад. Только в поисках столь древних Еещей приходится обращаться не к людям, а к памяти самой земли. Счастливая лопата Третья экскурсия за день — это для ученого, только начинающего заведовать му зеем, слишком много. Владилен Александрович заметно устал, да и короткий зимний день клонится к концу. Но скоро Тимохин забывает о позднем -времени и об устало сти — увлекается, говорит с жаром, старается не пропустить ни одного важного экспоната. А не важных здесь просто нет. Музей истории и культуры народов Сибири, недав но созданный в Институте истории, филологии и философии Сибирского отделения Академии наук СССР, занимает семь залов. В них выставлена только часть находок. Остальные лежат па чердаке — там оборудованы хранилища. На бесконечных стелла жах, на просторных столах, в коробках, сложенных на полу штабелями,— всюду экспо наты, Есть еще особая комнатка у Тимохина, забитая так, что вдвоем не повернуться. А сз-мые ценные вещи бережет -в металлических сейфах директор института, организа тор и душа музея академик Алексей Павлович Окладников. Семь залов музея вобрали в себя 'вещественные следы, оставленные сибиряками в течение многих тысячелетий на огромном пространстве от Северного Ледовитого и Тихого океанов до Урала и границ с Китаем и Монголией. Сотня разнообразных пред метов. И пришли они сюда, в Новосибирский Академгородок, по-разному. 12*.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2