Сибирские огни, 1975, №12
178 ГЕННАДИЙ ПЕТРОВ жарко — колхозники сушат зерно. И оовсем недавно, может быть, полчаса назад, кто-то из них взял эту икону и с маху отщепал от нее несколько лучинок. Евгений Демьянович взял ;в руки легкую звонкую доску. И ахнул: на ней стояла дата — 1543 год! Иконописцы ставили на своих произведениях даты крайне редко, в особых случаях. Уже это придает вещи ценность. Но главное — в другом. «Богороди ца» написана в первой половине шестнадцатого века, еще до того, как взошел на престол царь Иван Грозный. — Что ж е вы сделали! — с горечью сказал художник.— Ведь этой иконе це ны нет. — Откуда мы знали? — смущенно оправдывались колхозники.1— Дрова сырые, вот мы и взяли на растопку. Не разжечь было... Лежит на дне лодки пораненная «Богородица». Даже такая, она очень обрадует хранителей музея. А если бы икона была цела, если бы войти в сушилку до того, как на эту драгоценность обрушился топор!.. Воды Пииели влились в Северную Двину. Просторы могучей реки далеко отодви нули горизонт. И вот здесь-то произошло самое главное. — Вы знаете, какое это село? Эигелина Сергеевна .показала на видневшиеся вдали тесовые крыши. — Судя по всему, Верхние Матиюры. — Вам ничего не говорит это название? — Подождите, ¡подождите... Ах, да! Вспомнил. В этом селе в позапрошлом соду экспедиция Эрмитажа нашла икону четырнадцатого века, «Николу». Верно? — Верно,—вздохнула Смирнова. — Ну, нам здесь после эрмитажников делать нечего. Только время потеряем. — И все-таки давайте хоть посмотрим, что это за место, где водятся такие вещи. — Водились, вы хотите сказать... Вот и церковь. Местным жителям госта из музея не в диковинку. Сразу же ведут их к иконостасу и показывают: — Вот здесь висела та самая икона. — А это что такое? Место, где находилась удивительная находка, теперь занято другой иконой. На ней изображен тот же Никола Угодник. Евгений Демьянович так и ¡впился глазами в эту икону. Смотрит и все больше волнуется: — Ничего не понимаю... Что хотите со мной делайте, а я ручаюсь — эта вещь ро* дилась тоже ® четырнадцатом веке... Они к вам с неба падают, что ли? — Нет,— смеются местные.— По реке приплывают. — Как по реке? — Да вот так. Вышел на лодке один старичок с удочкой побаловаться. Глядь — прямо на него несет эту доску. Он ее выловил — и сюда. Тут Смирновой и Мальцеву все стало ясно. Есть такой обычай у религиозных лю дей — класть икону на воду. Молиться на нее уже смысла нет, потому что потемнела, ие видно, какому святому кланяешься. Поновлять некому. А выбросить или «жечь нельзя — «грех». Вот и пускают доску по реке странствовать. Энгелииа Сергеевна и Евгений Демъя.нович получили драгоценный и неожиданный подарок, сердечно поблагодарили хозяев и повезли свой трофей в Ленинград. Вот Об радовались ему в .музее! Уже давно экспедиции стали для Русского музея постоянным и мощным источни ком новых поступлений. Среди них не только произведения древней живописи, но в множество самых разнообразных вещей, которые в царское время не .пустили бы а на порог Михайловского дворца. Глиняная и деревянная посуда, дуги, прялки, распи тые полотенца и покрывала, игрушки... Привезли сюда даже целую крестьянскую избу из села Валки Лысковского района Горьковской области. Она построена в 1888 году а принадлежала трудовой семье Максимовых. Фронтон дома сплошь покрыт искусной резьбой. На ставнях изображены фантастические ¡птицы, клюющие гроздья знншщада. Наличники раскрашены в яркие веселые цвета... Не дом, а ожившая сказка! В Русском музее был создан отдел народного искусства, начали накапливаться его фонды. А в 1969 году открылась постоянная экспозиция — тринадцать залов. До«
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2