Сибирские огни, 1975, №12

СЛЕДОПЫТЫ ИСКУССТВА 177 живописцы, сыновья народа, жили интересами своих современников. Они часто не удовлетворяяись заданной им схемой традиционного христианского сюжета, стреми­ лись запечатлеть реальную, окружавшую их жизнь. Изображали крепости и города, крестьянские избы, обыденные занятия людей, даже целые сражения, исторические события. В Новгородском музее, Третьяковской галерее и Русском музее хранятся три ва­ рианта 'иконы «Битва суздальцев с новгородцами». Это, по существу, первая известная нам батальная картина ¡в русском искусстве. Она рассказывает об осаде Новгорода войсками князя Андрея Боголюбского в 1170 году. На ней точно изображены новгород­ ские .постройки и даже горбатый бревенчатый мост без перил через .реку Волхов — совершенно такой, как он описан в летописи. Попадаются и другие любопытные сцен­ ки. В Кондопожском районе Карелии нашли икону с изображением тонущего корабля. Вокруг него лодки. Теперь мы знаем, на чем в седую старину плавали но Онежскому озеру. А из Олонецкого района привезли икону, на которой можно увидеть школу, какой она была пять столетий назад. При этих словах у мальчишек и девчонок, толпившихся вокруг приезжих, глаза так и загорелись: .вот интересно-то! — Эта сцена напоминает зарисовку с натуры. Два мальчика в полотняных рубаш­ ках сидят на грубо .сколоченной скамье, перед ними—учитель. Подслеповатые окна, полутемная комната, узкая дверь... Если бы не попалась ,в руки работников музея эта икона, мы не узнали бы многих подробностей о том, как обучались грамоте наши предки... На такие объяснения Энгелина Сергеевна никогда не жалеет времени. ¡И, глядишь, незнакомые люди становятся добрыми помощниками. — Вы к бабке Матрене постучите, у нее во всю стену образа понавешаны. Может, что вам подойдет... А .ребята так и вьются под носами: •— Теть, давайте рюкзак понесу. — Дядя, а .вы еще в часовню сходите. Мы туда нынче лазили, там чегой-то есть... В заброшенной, продутой всеми ветрами часовле и в самом деле громоздятся на полу иконы. Вместе с маленькими .расторопными помощниками Смирнова и Мальцев вытаскивают их на свет. Для участников экспедиции это самые волнующие минуты. Сколько таких досок ¡прошло через их руки, а каждый раз при виде новых, еще неиз­ вестных, охватывает волнение. Вдруг среди них —чудо красоты?! Правда., увидеть, чудо или не чудо, практически невозможно. Доски совершенно черные, почти .не ¡разобрать, что на них изображено. Олифа почернела, (впитала копоть и сажу церковных авечей. Дожди и грязь довершили дело. Но у посланцев Русского музея удивительное чутье. Вернее, не чутье, а глубокие знания и большой опыт. Повертят икону в руках, осмотрят со всех сторон и скажут, в каком столетии она родилась. Если доска тонкая, если она не выпилена, а вытесана топором, если форматом напоминает спичечный коробок, если шпонки— соединитель­ ные планки—не врезаны :в доски, а наложены поверх, значит, икона очень старая, ценная. Есть и множество других признаков для определения возраста. Евгений Демьянович особенно долго присматривается к одной иконе, протирает ее, осторожно водит пальцами. Наконец, радостно говорит: — Семнадцатый век! По-моему, семнадцатый... Энгелина Сергеевна тоже придирчиво осматривает икону и ¡соглашается со своим спутником. Удача! Большая удача! За время экспедиции они перебирают около тысячи икон. И если среди них .попадутся две-три современницы Степана Разина, поездка удалась. Видавшая виды лодка принимает багаж и опять отправляется в путь. А с берега долго машут вслед гостям из Ленинграда их новые друзья. Дорога впереди еще долгая. Встречаются на .ней и радости, и огорчения. Бывает и то, и другое сразу. Так произошло с «Богородицей», что лежит сейчас на дне лодки, укутанная рогожей. В селе Быстрокурье Смирно(ва и Мальцев вошли в церковь. Она давно не действует, но огромный иконостас цел. Однако посланцы Русского музея не успели до него дойти. На .полу возле самой печи они увидели икону. В бывшей церкви 12. Сибирские огни N? 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2