Сибирские огни, 1975, №12
СЛЕДОПЫТЫ ИСКУССТВА 177 живописцы, сыновья народа, жили интересами своих современников. Они часто не удовлетворяяись заданной им схемой традиционного христианского сюжета, стреми лись запечатлеть реальную, окружавшую их жизнь. Изображали крепости и города, крестьянские избы, обыденные занятия людей, даже целые сражения, исторические события. В Новгородском музее, Третьяковской галерее и Русском музее хранятся три ва рианта 'иконы «Битва суздальцев с новгородцами». Это, по существу, первая известная нам батальная картина ¡в русском искусстве. Она рассказывает об осаде Новгорода войсками князя Андрея Боголюбского в 1170 году. На ней точно изображены новгород ские .постройки и даже горбатый бревенчатый мост без перил через .реку Волхов — совершенно такой, как он описан в летописи. Попадаются и другие любопытные сцен ки. В Кондопожском районе Карелии нашли икону с изображением тонущего корабля. Вокруг него лодки. Теперь мы знаем, на чем в седую старину плавали но Онежскому озеру. А из Олонецкого района привезли икону, на которой можно увидеть школу, какой она была пять столетий назад. При этих словах у мальчишек и девчонок, толпившихся вокруг приезжих, глаза так и загорелись: .вот интересно-то! — Эта сцена напоминает зарисовку с натуры. Два мальчика в полотняных рубаш ках сидят на грубо .сколоченной скамье, перед ними—учитель. Подслеповатые окна, полутемная комната, узкая дверь... Если бы не попалась ,в руки работников музея эта икона, мы не узнали бы многих подробностей о том, как обучались грамоте наши предки... На такие объяснения Энгелина Сергеевна никогда не жалеет времени. ¡И, глядишь, незнакомые люди становятся добрыми помощниками. — Вы к бабке Матрене постучите, у нее во всю стену образа понавешаны. Может, что вам подойдет... А .ребята так и вьются под носами: •— Теть, давайте рюкзак понесу. — Дядя, а .вы еще в часовню сходите. Мы туда нынче лазили, там чегой-то есть... В заброшенной, продутой всеми ветрами часовле и в самом деле громоздятся на полу иконы. Вместе с маленькими .расторопными помощниками Смирнова и Мальцев вытаскивают их на свет. Для участников экспедиции это самые волнующие минуты. Сколько таких досок ¡прошло через их руки, а каждый раз при виде новых, еще неиз вестных, охватывает волнение. Вдруг среди них —чудо красоты?! Правда., увидеть, чудо или не чудо, практически невозможно. Доски совершенно черные, почти .не ¡разобрать, что на них изображено. Олифа почернела, (впитала копоть и сажу церковных авечей. Дожди и грязь довершили дело. Но у посланцев Русского музея удивительное чутье. Вернее, не чутье, а глубокие знания и большой опыт. Повертят икону в руках, осмотрят со всех сторон и скажут, в каком столетии она родилась. Если доска тонкая, если она не выпилена, а вытесана топором, если форматом напоминает спичечный коробок, если шпонки— соединитель ные планки—не врезаны :в доски, а наложены поверх, значит, икона очень старая, ценная. Есть и множество других признаков для определения возраста. Евгений Демьянович особенно долго присматривается к одной иконе, протирает ее, осторожно водит пальцами. Наконец, радостно говорит: — Семнадцатый век! По-моему, семнадцатый... Энгелина Сергеевна тоже придирчиво осматривает икону и ¡соглашается со своим спутником. Удача! Большая удача! За время экспедиции они перебирают около тысячи икон. И если среди них .попадутся две-три современницы Степана Разина, поездка удалась. Видавшая виды лодка принимает багаж и опять отправляется в путь. А с берега долго машут вслед гостям из Ленинграда их новые друзья. Дорога впереди еще долгая. Встречаются на .ней и радости, и огорчения. Бывает и то, и другое сразу. Так произошло с «Богородицей», что лежит сейчас на дне лодки, укутанная рогожей. В селе Быстрокурье Смирно(ва и Мальцев вошли в церковь. Она давно не действует, но огромный иконостас цел. Однако посланцы Русского музея не успели до него дойти. На .полу возле самой печи они увидели икону. В бывшей церкви 12. Сибирские огни N? 12
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2