Сибирские огни, 1975, №12
176 ГЕННАДИЙ ПЕТРОВ Восхищаемся мы прекрасными «Мадоннами» Леонардо да Винчи, Рафаэля и дру гих европейских художников. Но ведь мадонны — те же богородицы, что и на русских образах. Многие произведения зарубежных мастеров .в свое время тоже находились в храмах. Для нас очевидно, что работы .великих «богомазов» Андрея Рублева или Феофана Грека — такие же вершины человеческого гения, как и ка.ртины .на религиоз ные темы Рубенса «ли Эль Греко. Не сразу утвердилась в сознании ценителей искусства эта мысль. Еще в ¡начале нынешнего столетия существовала нелепая и вредная теория, что в древние и средние века наше отечественное искусство ходило в робких учениках у художественного твор чества других яа-родо®, что живопись в России ¡возникла благодаря заезжим иностран цам и была подражательной. Некоторые исследователи пытались опровергнуть эту точку зрения, но они не имели достаточного материала, не могли еще раскрыть перво зданную красоту русских икон во ¡всем ее великолепии. Дело ,в том, что «богомазы» .покрывали свою живопись тонкой пленкой олифы. Она предохраняла краски от разрушения. Но в сумрачных и сырых церквах, от копо ти свечей и лампад олифа быстро темнела. Лет через шестьдесят было почти невоз можно разглядеть скрытое под ¡нею изображение. Тогда какому-нибудь художнику по ручали «.поновить» образ. И он писал поверх олифы новую картину, часто искажая замысел своего ¡предшественника. В течение веков так повторялось не раз. Потому и существовало раньше пренебрежительное отношение к русской иконе. А снять наслоения веков, расчистить древнюю живопись — задача трудная. Таких мас теров и знатоков в царское время было очень мало, да и пользоваться о-ни могли только простейшими средствами, которые ¡не всегда ¡приносили успех. При Советской власти академик Игорь Эммануилович Грабарь с помощью многих ученых, искусствоведов и художников создал новую школу реставраторов. Они полу чают глубокую ¡профессиональную и научную подготовку, пользуются современными достижениями, физики, химии, оптики, рентгеноскопии... Все это и позволило нашим «лекарям картин» совершать чудеса, о которых заговорили специалисты всего мира. Из-под уродливых очертаний, нанесенных грубой кистью ¡поновителей-ремесленников, вышло.на свет самобытное и неповторимо своеобразное творчество древних живо писцев. Нельзя забывать и о других трудностях — организационных и психологических. В ■первые годы Советской ¡власти у музеев' было дел по горло. Их сотрудники едва успе вали ¡принимать национализированные произведения искусства из дворцов и усадеб. О «святых образа«» заботиться стало некому, 'потому что люди от веры в бога отшат нулись, ¡потянулись к новой жизни. Церкви по всей стране закрывались тысячами. На них и на их убранство трудовой народ перенес свою ненависть к поповскому об ману, к религиозной философия, которая делала человека рабом, послушным чужой воле, служила угнетению, сеяла .невежество. Потребовались годы и большая ¡разъясни тельная работа специалистов, чтобы ¡в иконе увидеть картину, произведение искусства. Этой цели служат и экспедиции научных сотрудников музеев: объяснить людям, что произведения древних живописцев, потеряв ¡религиозное зна'чение, ¡не утратили эстети ческой ценности. — Забудьте, что ¡перед вами божья матерь. Всмотритесь получше в ее черты. Разве ¡не видите, что этб — женщина, мать, такая же, как миллионы матерей на свете. Ее чувства нам близки и понятны. Или изображение святого. Создавая его, художник руководствовался не только многовековой традицией, во и своими представлениями о достоинствах человека. Он наделил святого мудростью, добротой, внутренним благо родством. Это обобщенные художественные образы, ¡воплощение идеалов наших да леких предков. — А краски! Посмотрите на. эти глубокие сильные тона, на их гармоничные соче тания. Посмотрите ¡на изящный рисунок, и у вас в душе возникнет праздничное чувст во. Врт что такое ¡русская икона!.. 1оворит Энгелина Сергеевна горячо, убедительно. Люди слушают и уже не смеют ся. Задумываются. — Иконы, помимо всего прочего, помогают изучать историю нашей Родины. Ведь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2