Сибирские огни, 1975, №12
И. Мусатов «КОЛЬ СКОРО НЕДОЧЕТ В ПОНЯТИЯХ СЛУЧИТСЯ...» Западно-Сибирское книжное издатель ство в 1974 году выпустило книгу Б. Хо- мелянского «Социальные блага и развитие личности» (экономический аспект про блемы). Издательство, представляя читателю ав тора, следующим образом характеризует его произведение: «Книга... особенно неза менимой может стать для пропагандистов и агитаторов, слушателей школ коммуни стического труда и народных университе тов, студентов». Однако знакомство с ра ботой Б. Хомелянекого не подтверждает столь высокую рекомендацию. Автор сделал попытку выяснить сущность и функции сферы социально-экономических услуг, их распределение по экономическим районам. Перед ним стояла довольно слож ная задача — показать роль народного об разования, здравоохранения и учреждений культуры в формировании физической и моральной дееспособности рабочей силы, в процессе ее воспроизводства в развитии личности. При чтении книги Б. Хомелянского поч ти на каждой странице встречаешься с не ожиданностями. Так, например, на стр. 4 автор заявляет: «Социальные блага, предо ставляемые личности, столь же необходи мы для воспроизводства рабочей силы, как и материальные». Если принять заявление автора, как оно есть, то получается, что социальные блага (употребляем термин ав тора) — это что-то нематериальное, а ма териальные блага не являются социальны ми, т. е. не суть блага, созданные в обще стве. Но это чистейшая мистификация. На той же странице он пишет: «Говоря о на шем образе жизни и развитии личности, мы соединяем понятие духовной культуры тру дящихся с другими замечательными харак терными явлениями советской действитель ности — патриотизмом, духом коллекти визма, трудолюбием». По Б. Хомелянскому выходит, что пат риотизм, коллективизм, трудолюбие не вхо дят в духовную культуру советского наро да. Между тем всем известно, что духов ная культура нашего народа включает в себя в качестве составной, цементирующей части марксистско-ленинскую идеологию, которая немыслима без таких понятий, как патриотизм, интернационализм, коллекти визм и уважение к труду как источнику жизни и решающему материальному осно ванию в процессе развития личности. Б. Хомелянский поставил перед собой задачу выяснить, какова связь между по нятиями «человек» и «личность», и отве тить на вопрос: что такое личность вооб ще? Однако все его рассуждения по этому вопросу носят школярскя-вымучеиный ха рактер. Так, на стр. 6 автор заявляет, что «благодаря труду, в процессе социально- исторической эволюции человек становятся личностью...» Выходит, что человек суще ствовал задолго до того, как он стал лич ностью?! Совершенно не ясно, что же это был за человек, если он не был еще лично стью? Автору не удалось раскрыть органи ческой связи между понятиями «человек» и «личность». Между тем четкий и ясный ответ на этот вопрос мы находим в вузовском учебнике по основам марксистско-ленинской филосо фии, где написано: «Личность — это чело век, рассматриваемый не только с точки зрения его общих свойств и черт, а и со стороны своеобразия его социальных, ду ховных, физических качеств». «Личность», — добавляют авторы учебника,— с одной стороны, связана с понятием «человек», а с другой стороны, с понятием «индивиду альность». На стр. 11 Б. Хомелянский пытается дать классификацию личных потребностей. Од нако и эта его попытка не увенчалась успе хом. Прежде всего потому, что он не рас крыл органической связи естественных по требностей человека как биологической особи с его социальными потребностями как общественного существа. Вследствие этого естественные потребности в детях и все материальные потребности оказались исключенными из социальных потребно стей. Все рассуждения по поводу классафи-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2