Сибирские огни, 1975, №12
«БЫЛ КРАЙ, СЛЕЗАМ И СКОРБИ ПОСВЯЩЕННЫИ...: 171 хельбекера оразу, и не случайно он считал этот год самым черным годом своей жизни. Все, пережитое поэтом, естественно, долж. но было сказаться на содержании и харак тере его поэзии. В последние годы он все более обращается к лирическим жанрам. Его дружеские любовные послания заметно отличаются от многих стихав прежде всего большей простотой и непритязательностью слога; здесь реже встречаются тяжеловес ность и «шершавость» стиля, здесь нет от печатка «витийства», столь характерного для большинства произведений поэта. И это —не просто дань жанру: многое меняется у него и в эпосе и в драме. Здесь сказыва ется та идейная и творческая эволюция, ко торую переживает Кюхельбекер в годы си бирской ссылки. Кюхельбекер постоянно прислушивается к народной речи. Накапливая языковые наб людения, он просит помогать ему в этом своего брата и друзей. Он считает необхо димым обогащать поэтический язык за счет местных диалектизмов. При этом Кюхель бекер не просто теоретизирует, но и вводит просторечные слова в свои стихи. В стихот ворении «Работы сельские приходят уж к концу...» он, например, пишет: Но ныне мирный сон товарищей счастливых В нас зависть пробуждает.— Им шабаш! Шабаш им от скорбей и хлопот жизни пыльной, Их не поднимет день к страданьям и трудам. То, что является, несомненно, бедой для ссыльного поэта, оборачивается порой бла гом для местной общественности. В усло виях насильственной изоляции Кюхельбекер тем активнее ищет контактов с сибирскими литераторами. «Он хочет напечатать статью в сибирском альманахе, который предпола гал издать И. С. Сельский, ученый сибир ский географ» (Ю. Тынянов). С особенным интересом и с очевидной симпатией поэт от носится к произведениям сибирского рома ниста 30-х годов И. Т. Калашникова «Дочь купца Жолобова» и «Камчадалка». Знаменательно, что и самый конец жиз ни Кюхельбекера отмечен близкими отноше ниями с одним из наиболее известных си бирских литераторов — П. П. Ершовым, когда после недолгого пребывания в Смо ленской слободе, близ Кургана, Кюхельбе кер в марте 1846 г. прибывает на лечение в Тобольск. За год до смерти, предчувствуя близкую кончину, в минуту глубокой усталости, по эт подводит грустные итоги прожитому, и печальнее всего ему сознавать, что так и не достигнута свобода, во имя которой прине сена в жертву вся жизнь... а! чаша житейская желчи полна; о выпил же я эту чашу до дна,— И вот опьянелой, больной головою Клонюсь и клонюсь к гробовому покою. Узнал я изгнанье, узнал я тюрьму. Узнал слепоты нерассветную тьму И совести грозной узнал укоризны,' И жаль мне невольницы —милой отчизны... Декабристы и Сибирь... Эта проблема важна, как видим, не только с точки зрения того, как декабристы повлияли на местную общественную и литературную жизнь, но и насколько сама Сибирь способствовала идейно-творческой эволюции героев 14 де кабря. Да, «декабристы разбудили Герце на»', но ведь не только тем, что вышли на Сенатскую площадь,—они повлияли на не го и своей дальнейшей деятельностью на ка торге и в ссылке. При всей трагичности своего положения они продолжали действо вать и творить, и творческая деятельность их_ во многом питалась соками сибирской действительности. Более того, декабристы оказались здесь в непосредственной близо сти к народу, и это способствовало разви тию в их сознании демократических начал, критическому пересмотру прежних взгля дов, известному преодолению дворянской революционности. Лучшие из них вынашива ли идею грядущей революции, о чем прямо говорил от лица своих товарищей Одоев ский в своем известном ответе на послание Пушкина в Сибирь. Конечно, не все декабристы понимали это или сознательно преследовали эту цель. И все же можно с уверенностью сказать, что главная тенденция их творчества была ре волюционно-просветительской. Размышле ния о восстании 1825 г., выражение своего внутреннего состояния в произведениях, со зданных на материале фольклора местных народностей, в философской и пейзажной лирике, верность прежним идеалам и поиски более правильного пути в гря дущей борьбе за освобождение Рос сии, мотивы острого недовольства судь бой и неугасимого протеста против со циальной несправедливости, осуждение си бирских сатрапов и местного мещанства, глубокая симпатия к простым людям, к представителям братских народов, к пере довым людям сибирского общества —все это свидетельствует о движении декабри стов в том же направлении, каким шел Гер цен. Вполне закономерно писатели-декабристы по-новому решали для себя проблему на рода и героя. Им становилось все более по. нятным, что без поддержки народа герой бессилен. И эти политические выводы были неотделимы от изучения исторического про шлого страны, от приобщения к народной жизни, от глубокого исследования народно го творчества. Вклад декабристов в историю русского общественного движения и литературного развития велик, «...лучшие люди из дворян помогли разбудить народ»* 2. Эти слова В. И. Ленина прямо относятся и к той ро ли, которую сыграли декабристы в Сибири. • В. И. Ле нин . Поли. собр. соч., т. 25. стр. 261. 2 В. И. Ле нин . Поли. собр. соч.. т. 23. стр. 398.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2