Сибирские огни, 1975, №12
ЮРИЙ п о с т н о в 168 всех, декабристов, и эт.и общие чувства вы разил поэт в своем прекрасном романсе «По дороге столбовой». Здесь Одоевский «апечатлел подвиг одной, из декабристок — невесты Ивашева, Камиллы Ле-Даптю, при ехавшей к нему в Сибирь, чтобы обвенчать ся и остаться с ним навсегда: — С другом любо и в тюрьме! В думе молвит красна девица. Свет он мне в могильной тьме... Встань, неси меня, метелица. Занеси в его тюрьму. Пусть, вак птичка домовитая, Прилечу я и к нему Притаюсь; людьми забытая. Стихотворение «По дороге столбовой» .нельзя рассматривать лишь как удачную стилизацию под песенный фольклор: народ ность этого произведения заключена в са мом замысле поэта, который справедливо , видит в декабристках лучших дочерей на рода, а их подвиг считает достойным уве ковечения. Сближение Одоевского в годы изгнания ,с народной жизнью помогает ему глубже ■осмыслить проблему героя и народа, над которой он мучительно размышляет в свя зи с поражением восстания 1825 года. Ему становится понятно, что народ— реальная историческая сила, которая и определяет в конечном итоге успех или поражение героя. С-народом связаны а надежды поэта на будущее. В своем произведении «Дева. 1610 г.» он вывел образ «божественной девы», олице творяющей вольность, и вложил в ее уста пламенный монолог, обращенный к совре менникам: Я вам чужда: меня вы позабыли, Отвыкли вы от красоты моей, Но вы в груди на век ли потушили Святое пламя древних дней? ' Раздумья о России рождали в сознании ' поа(га готовность принять во имя ее любые муки и даже омерть: Пробудитесь! Песни вольные Оглашают вас. Славим нашу Русь, в неволе поем Вольность святую. Весело ляжем живые В могилу за святую Русь. («Стихи на переход наш из Читы в петровский Завод») Мужественный оптимизм стихотворения, энергичный ритм народной песни, белый стих — все это сближало произведения Одоев ского с демократическим направлением в русской поэзии. Одоевский — по , преимуществу лирик. Эпическое, повествовательное начало выра жено у него слабее, чем у Рылеева и Бесту- жева-Марлинского. Поэтому, если не счи тать описания сибирской природы в «Сти хах на переход наш...», поэт достаточно , скуп на подробности в изображении пейза жа. В то время, как' Бестужев описывает разнообразные проявления местной приро ды, Одоевский, поглощенный самосозерца нием., обращает внимание лишь на одни и те же картины окружающего мира и окра шивает их в цвета собственных настрое ний. Из окна своей'тюрьмы оп видит горы, которые непреодолимой преградой отделя ют его от мира свободы, и этот «об5ор» не меняется' из года в год,—он переходит из одного стихотворения в другое. Незадолго до окончания сибирской ссыл ки поэт пишет: Кай недвижимы волны гор. Обнявших тесно мой обзор Непроницаемою гранью! За ними — полный жизни мир. А здесь — я одинок и сир, Отдал всю жизнь воспоминанью. В этом стихотворении Одоевский мыс ленно обращается к своему отцу— самому дорогому для него человеку, и образ отца как бы живет во всей окружающей поэта природе: Проснется ль тайный свод небес. Заговорит ли дальний лес Иль золотой зашепчет колос — В луне, в туманной выси гор. Везде мне видится твой взор. Везде мне слышится твой голос... Одоевский писал по велению чувства. Да же его философская лирика эмоциональна. И между тем он всегда был против сенти ментальности, столь распространенной в русской поэзии 20—30-х годов. Отдавая са мую щедрую дань. модному в то время жанру элегии, поэт умел преодолеть обще принятые стереотипы и выразить не услов ную, позирующую грусть, а искренние пере живания изгнанника, тоскующего по сво бодной и деятельной жизни. Его элегии — часто отклики на смерть дорогих ему лю дей (Д. В. Веневитинова, А. С. Грибоедо ва), они нередко адресованы конкретному лицу. Так, «Элегия» («Что вы печальны, дети снов?») посвящена троюродной сестре поэта В. И. Ланской. Ей, выполнявшей мно гие его поручения и просьбы, с которыми он обращался из сибирского далека, Одо евский поверяет самые заветные свои чувст ва, самые горестные раздумья, самую свет лую веру в человека, в его святые порывы, в его высокий разум. Эту элегию можно рассматривать и как интимную исповедь поэта, и как картину внутренней жизни де кабристов, томившихся в сибирской неволе. Более того, если пристально всмотреться в глубинный смысл стихотворения, то можно найти здесь и своеобразное воплощение си бирского мотива: автор не создает цельной картины Сибири, но образ Сибири-тюрьмы отчетливо вырисовывается из всей совокуп ности переживаний, наполняющих до краев это стихотворение. Несмотря на отчаяние и боль, которые пережили ссыльные декабристы в этой «дол-, гой скорбной тьме», именуемой Сибирью, Одоевский стремился обрести силу духа в самой поэзии: Я так ее любил! Я черпал в ней Все радости, усладу скорбных дней. Когда в снегах пустынных мир я славил... («Как я давно поэзию оставил...») Общительный и добрый, раздававший все свои средства неимущим товарищам по не счастью, он находил нравственную опору и в друзьях. Своей заботой и вниманием они поддерживали в нем нравственные силы, и эта солидарность «соузников» помогала им выстоять в самых суровых условиях. Гораздо тяжелее стало поэту, когда он в 1833 г. перешел на поселение и оказался вдали от тех, с кем привык делить и горе.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2