Сибирские огни, 1975, №12
166 ЮРИЙ п о с т н о в К веслу убогого челна. Вдаль отуманенным потоком. Меж сокрушающихся льдин. Заботно озираясь оком, Плыву я грустен и один. Сознание, что он жив, не радует Бестуже ва: жить без борьбы, без активной деятель ности, в строго ограниченных пределах — для него почти равносильно смерти. В этом и заключалось «трагическое противоречие, ко торое вызывало Бестужева на философские раздумья, определяло смену его поэтических настроений -и раскрывалось в лирике кон трастами бури и покоя» (Н. И. Мордовчен- ко. А. А. Бестужев-Марлинский. В кн. А. Бе стужев-Марлинский. Полное собрание сти хотворений. «Библиотека поэта», 1961). Противоречия внутреннего состояния поэ та отчетливо проявляются в стихотворении «Шебутуй». Описывая известный в Восточ ной Сибири водопад, поэт увлеченно и во сторженно воспевает эту мощную стихию, этот неукротимый поток, который преодоле вает «затворы ледяных пелен» и, играя, скачет «с гор на горы, как на ловитве юный лев». Но картина бушующего водопада сме няется раздумьем поэта о собственной уча сти, и вдруг гордое состояние духа сломле но, и напряжение ослабевает, и стихотворе ние завершается печальной, меланхоличе ской интонацией: О жребий! если в этой жизни Не знать мне радости венца,— Хоть поздней памятью обрызни \ Могилу тихую певца! Безотрадными раздумьями о своей судь бе пронизаны некоторые «пейзажные» сти хи Бестужева-Марлинского. В них, как и в «Шебутуе», образы природы служат для выражения внутреннего мира поэта: Блести, лети на ветерке, Подобно нашей доле,— И я погибну вдалеке От родины и воли. (К облаку). Свое душевное состояние Бестужев-Мар линский выражает и в таком, казалось бы, «объективном» жанре, как баллада. Напри мер, в «Саатыри». Героиня поэмы, якутка Саатырь, не лю бит своего мужа,—ее сердце отдано дру гому. Молодая женщина со своим возлюб ленным бежит от мужа. Они мчатся верхом на коне, но их окружают возмущенные ду хи пустыни: И падают звезды, и прыщет огонь... Испуганный адскою ловлей. Храпит и кидается бешеный конь На кровлю — и рухнула кровля! Вдали огласился раздавленных стон... Погибли. Но тень Саатыри Доныне пугает изменчивых жен По тундрам Восточной Сибири... Драматический характер этой баллады не случаен: тема жизни и смерти, как и тема гибели надежд, навеяна страданиями, кото рые пришлось пережить самому поэту и его товарищам по несчастью. Судьба Саатыри, стремившейся к любим и свободе, была созвучна настроениям ссыльного револю ционера. Несмотря на романтическую обобщен ность описаний, в балладе отчетливо выра жен этнографический элемент. Поэт .доста точно верно воссоздает якутские нацио нальные традиции и верования, семейные отношения и быт якутов. Чтобы некоторые местные обычаи, суеверия н слова, .встреча ющиеся в балладе, были понятны читателю, Бестужев объяснил их в примечаниях. Но автором руководила при этом не только утилитарная цель; он хотел обогатить зна ния читателя о малоизвестном тогда якут- оком народе. Здесь в поэте уже говорил и писатель-очеркист, и ученый-этнограф. В зарисовках природы Якутии, содержа щихся в балладе, встречаются удивитель ные по своей точности штрихи, яркие мета форы, часто основанные именно на сибир ских впечатлениях поэта: Осыпаны кудри цветных тальников Росинками ночи осенней, И вышита зелень холмов и лугов Узором изменчивых теней; Вот месяц над теменем сумрачных скал Вспрянул кабаргой златорогой, И луч одинокий по Лене упал Виденьям блестящей дорогой. Вообще, если говорить о Бестужеве как живописателе сибирского пейзажа, то сле дует отдать должное конкретности и тон кости его поэтического видения, умению при всей романтической условности описаний выделить такие детали, которые делают картину вполне зримой и в своем роде един ственной. Для Бестужева-Марлинского не харак терно пристрастие только к мрачному, ме ланхолическому пейзажу. Отдав в этом от ношении полную дань канонам романтизма в балладе «Саатырь», он в своих лириче ских стихах изображает и звонкий шумный дождь, по которому истомилась земля («Дождь»), и наступление весны, которая всегда несет с собой обновление души, меч ты о любви: «Чуть крылатая весна радо стью повеет, оживает старина, сердце мо лодеет...» А в стихотворении «В день име нин» поэт просто, бесхитростно и весело описывает якутскую природу, не позволив шую преподнести имениннице «цветов^ пре лестнейших»: «...здешний май холодной, ди кой, одной подснежною брусникой, а не ли лиями богат». Стихотворение «В день именин» посвяще но Ал. Ив. М...ой. Адресат нам неизвестен, но, судя по всему, эта женщина была из числа людей, непосредственно окружавших ссыльного декабриста: В краю зимы и дружбы зимной, Поверьте, только вы одне, Ваш разговор гостеприимной Напоминал друзьям и мне О незабвенной стороне. Стихотворение показательно в том отно шении, что поэт не предавался в ссылке только грустным настроениям, его моло дость и жизнерадостный нрав брали свое. Поздравление с днем именин написано в веселом и бодром тоне, поэт старается шу тить, хотя он, по собственным словам, «забыл в угрюмой доле писать забавно и пестро». Самым значительным произведением Бе стужева, обращенным к друзьям, было сти хотворение «Тост» (1829). Оно поражает своим оптимизмом, страстностью, устрем ленностью к свободе, к жизни, деятельной и бурной. Поэт адресует свой призыв
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2