Сибирские огни, 1975, №12

166 ЮРИЙ п о с т н о в К веслу убогого челна. Вдаль отуманенным потоком. Меж сокрушающихся льдин. Заботно озираясь оком, Плыву я грустен и один. Сознание, что он жив, не радует Бестуже­ ва: жить без борьбы, без активной деятель­ ности, в строго ограниченных пределах — для него почти равносильно смерти. В этом и заключалось «трагическое противоречие, ко­ торое вызывало Бестужева на философские раздумья, определяло смену его поэтических настроений -и раскрывалось в лирике кон­ трастами бури и покоя» (Н. И. Мордовчен- ко. А. А. Бестужев-Марлинский. В кн. А. Бе­ стужев-Марлинский. Полное собрание сти­ хотворений. «Библиотека поэта», 1961). Противоречия внутреннего состояния поэ­ та отчетливо проявляются в стихотворении «Шебутуй». Описывая известный в Восточ­ ной Сибири водопад, поэт увлеченно и во­ сторженно воспевает эту мощную стихию, этот неукротимый поток, который преодоле­ вает «затворы ледяных пелен» и, играя, скачет «с гор на горы, как на ловитве юный лев». Но картина бушующего водопада сме­ няется раздумьем поэта о собственной уча­ сти, и вдруг гордое состояние духа сломле­ но, и напряжение ослабевает, и стихотворе­ ние завершается печальной, меланхоличе­ ской интонацией: О жребий! если в этой жизни Не знать мне радости венца,— Хоть поздней памятью обрызни \ Могилу тихую певца! Безотрадными раздумьями о своей судь­ бе пронизаны некоторые «пейзажные» сти­ хи Бестужева-Марлинского. В них, как и в «Шебутуе», образы природы служат для выражения внутреннего мира поэта: Блести, лети на ветерке, Подобно нашей доле,— И я погибну вдалеке От родины и воли. (К облаку). Свое душевное состояние Бестужев-Мар­ линский выражает и в таком, казалось бы, «объективном» жанре, как баллада. Напри­ мер, в «Саатыри». Героиня поэмы, якутка Саатырь, не лю­ бит своего мужа,—ее сердце отдано дру­ гому. Молодая женщина со своим возлюб­ ленным бежит от мужа. Они мчатся верхом на коне, но их окружают возмущенные ду­ хи пустыни: И падают звезды, и прыщет огонь... Испуганный адскою ловлей. Храпит и кидается бешеный конь На кровлю — и рухнула кровля! Вдали огласился раздавленных стон... Погибли. Но тень Саатыри Доныне пугает изменчивых жен По тундрам Восточной Сибири... Драматический характер этой баллады не случаен: тема жизни и смерти, как и тема гибели надежд, навеяна страданиями, кото­ рые пришлось пережить самому поэту и его товарищам по несчастью. Судьба Саатыри, стремившейся к любим и свободе, была созвучна настроениям ссыльного револю­ ционера. Несмотря на романтическую обобщен­ ность описаний, в балладе отчетливо выра­ жен этнографический элемент. Поэт .доста­ точно верно воссоздает якутские нацио­ нальные традиции и верования, семейные отношения и быт якутов. Чтобы некоторые местные обычаи, суеверия н слова, .встреча­ ющиеся в балладе, были понятны читателю, Бестужев объяснил их в примечаниях. Но автором руководила при этом не только утилитарная цель; он хотел обогатить зна­ ния читателя о малоизвестном тогда якут- оком народе. Здесь в поэте уже говорил и писатель-очеркист, и ученый-этнограф. В зарисовках природы Якутии, содержа­ щихся в балладе, встречаются удивитель­ ные по своей точности штрихи, яркие мета­ форы, часто основанные именно на сибир­ ских впечатлениях поэта: Осыпаны кудри цветных тальников Росинками ночи осенней, И вышита зелень холмов и лугов Узором изменчивых теней; Вот месяц над теменем сумрачных скал Вспрянул кабаргой златорогой, И луч одинокий по Лене упал Виденьям блестящей дорогой. Вообще, если говорить о Бестужеве как живописателе сибирского пейзажа, то сле­ дует отдать должное конкретности и тон­ кости его поэтического видения, умению при всей романтической условности описаний выделить такие детали, которые делают картину вполне зримой и в своем роде един­ ственной. Для Бестужева-Марлинского не харак­ терно пристрастие только к мрачному, ме­ ланхолическому пейзажу. Отдав в этом от­ ношении полную дань канонам романтизма в балладе «Саатырь», он в своих лириче­ ских стихах изображает и звонкий шумный дождь, по которому истомилась земля («Дождь»), и наступление весны, которая всегда несет с собой обновление души, меч­ ты о любви: «Чуть крылатая весна радо­ стью повеет, оживает старина, сердце мо­ лодеет...» А в стихотворении «В день име­ нин» поэт просто, бесхитростно и весело описывает якутскую природу, не позволив­ шую преподнести имениннице «цветов^ пре­ лестнейших»: «...здешний май холодной, ди­ кой, одной подснежною брусникой, а не ли­ лиями богат». Стихотворение «В день именин» посвяще­ но Ал. Ив. М...ой. Адресат нам неизвестен, но, судя по всему, эта женщина была из числа людей, непосредственно окружавших ссыльного декабриста: В краю зимы и дружбы зимной, Поверьте, только вы одне, Ваш разговор гостеприимной Напоминал друзьям и мне О незабвенной стороне. Стихотворение показательно в том отно­ шении, что поэт не предавался в ссылке только грустным настроениям, его моло­ дость и жизнерадостный нрав брали свое. Поздравление с днем именин написано в веселом и бодром тоне, поэт старается шу­ тить, хотя он, по собственным словам, «забыл в угрюмой доле писать забавно и пестро». Самым значительным произведением Бе­ стужева, обращенным к друзьям, было сти­ хотворение «Тост» (1829). Оно поражает своим оптимизмом, страстностью, устрем­ ленностью к свободе, к жизни, деятельной и бурной. Поэт адресует свой призыв

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2