Сибирские огни, 1975, №12
164 ЮРИЙ ПОСТНОВ ной вестью о его освобождении, опоздал, — смерть Войнаровского воспринимается как закономерность. В сознании Рылеева в эти годы созрело понимание, что глубокие; не примиримые противоречия жизни зачастую ведут достойного человека к гибели. Поэт все болбе предчувствовал неизбежность соб ственной смерти: «Погибель ждет того, кто первый восстает на утешителей свободы». Сама история оставила ему множество при меров, подтверждающих эту печальную истину. Поэма «ВЬйпа'ровский» :—первое в рус ской литературе произведение о политиче ском ссыльном. Ее гражданственная, . воль нолюбивая направленность была позднее поддержана и развита поэтами декабрист- окой ссылки. Декабристы постоянно возвращались мыслью к восстанию 1825 г., вновь и вновь переживая горечь поражения. Трагическое ощущение жизни, пронизывало стихи, соз данные ими по мотивам местного фолькло ра, например, известную балладу А. А. Бе- стужева-Марлинского «Саатырь» (1828). По-своему переосмыслял мотивы якутского фольклора и поэт-декабрист Н. А. Чижов. В его балладе «Нуча» (1832) не просто от ражена вера якутов в мстительность ду хов,—как и в «Саатыри», здесь угадывают ся мрачные раздумья автора об уча'сТй де кабристов, о жестокой расправе над ними. Размышления и настроения декабристов выражены и Й стихах, где запечатлена си бирская природа. Поэты создают зачастую не столько пейзажную лирику, сколько фи- лософскн-углубленную, гражданственную по своему духу. От природы— к раздумьям о себе, о своих Товарищах по несчастью, о назначении человека—-таков ключ ко многим «сибирским» стихотворениям декаб ристов («Шебутуй» А. А. Бестужева-Мар- лииского и др.). Даже мимолетные образы природы заставляют поэтов-ссыльных остро и словно впервые пережить всю горечь сво его положения. Тоска по свободе стано вится еще невыносимее, когда узник заме чает «на высоте небесной» цепочку журав лей—ведь для птиц не существует ни ре шеток, пн затворов: Свободны вы, как ветр непостоянный. Как лоно зыбкое морей, Как мысль, летящая к стране желанной,— Вы чужды участи моей. (Н. Чижов. «Журавли») Тот же поэтический ход мы наблюдаем в стихотворении «Дума», написанном «пер вым декабристом» В. Ф. Раевским. Поэт обращается, здесь к .водопаду Икаугуну и под шум его, глухой, однообразный, раз мышляет \ о своей , тягостной жизни ссыльного: Текут вперед изгнанья годы, Все те же солнце и луна. Такая ж осень и весна, Все тот же гул от непогоды. И та же книга прошлых лет, В ней только прибыли страницы, В умах в<?е тот же мрак и свет. Но в драме жизни — жизни нет. ■ Предмет один, другие йица«, ■ Безотрадными мыслями об участи изгнан ника не исчерпывается смысл этого стихо творения. Поэт сравнивает то, что происхо дит в природе, с жизнью человеческой: и там, и тут царит гнет, и там и тут воля стеснена, «о если мощные скалы не в силах все-таки удержать поток воды, то человек отнимает свободу у своего ближнего, ставя себя выше вечных и ¡незыблемых законов природы: О, сколько власти, воли, силы Себе присвоил человек. Пришлец земли, жилец могилы... В. К. Кюхельбекер, А. И. Одоевский и другие поэты-декабристы почувствовали се бя в годы сибирской ссылки ближе к народ ной жизни. Они все более постигали страш ные, непримиримые противоречия современ ности, стремились осмыслить прошлое, на стоящее и будущее России с точки зрения угнетенных. В духе нового понимания народности де кабристы изображают и сибирскуюдейсгвй- тельность. Вслед за автором «Войнаровско го» они глубоко и разносторонне исследуют край, но идут и дальше Рылеева, запечатле вая жизнь Сибири с ее кричащими контрас тами и острыми конфликтами. Выступает со страстным обличением си бирского мещанства В. К. Кюхельбекер. Глубокой горечью, навеянной годами ссыл ки, пронизаны поздние стихотворения В. Ф. Раевского, особенно — его лирико-фи лософское послание «К дочери» (1848). Подводя итоги прожитой жизни, поэт рас сказывает дочери о своей трагической судь бе, делится с нею своими печальными раз думьями, не скрывает от нее жестокого ра зочарования в людях. Но, несмотря на все поражения и неудачи, поэт не отказывается от своих прежних стремлений. В конце кон- цов, он не склонен даже обвинять самих людей за их неблагодарность и слепоту: он знает, что виной тому — отсутствие сво боды: Иди ж вперед, иди к призванью смело, Люби людей, дай руку им в пути. Они слепцы, но, друг мой, наше дело .Жалеть о них и ношу их нести. Нет, не карай судом и приговором Ошибки их. Ты знаешь, кто виной. Кто их сковал железною рукой И заклеймил и рабством и позором. Стремление понять и запечатлеть в поэзии и прозе жизнь народную, искренний интерес к быту и нравам местных народностей, глу бокое уважение и симпатия к ним — ха рактерные черты многих произведений ссыльных. Особенности национального якутского быта довольно точно переданы в балладах Н. А. Чижова «Нуча» и «Воздушная дева». К первой из ¡них даже приложены развер нутые этнографические комментарии, а во второй вполне реалистическими чертами от личается сказочный сюжет, Чижов, как и другие поэты-декабристы, не столько создавал воображаемые карти ны, сколько описывал то, что не раз прохо дило перед его глазами, и это обстоятель ство не могло не сказаться на его пейзаж ных зарисовках. Да, Бестужев-Марлинский, Одоевский, Кюхельбекер часто изображали суровую природу, но в этом проявлялась не
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2