Сибирские огни, 1975, №12
«БЫЛ КРАЙ, СЛЕЗАМ И СКОРБИ ПОСВЯЩЕННЫЙ...» 163 ный, «как здесь болтали тайно, был другом мудрого Петра». Замысел думы о Меншикове был остав лен, т. к. в 1823 г. Рылеев приступил к ра боте над поэмой «Войнаровский». Для поэ та сюжет, связанный с Меншиковым, пред ставлял интерес прежде всего потому, что в лице этого героя он мог показать чело века, страдающего в сибирской ссылке. Од нако даже при значительном переосмысле нии исторического персонажа вряд ли его можно было бы превратить в «рупор» ав торских идей. Иное дело —Войнаровский, ставший жертвой не придворных интриг, но политической борьбы. Вполне вероятно, что именно это послужило одной из причин ох лаждения поэта к первоначальному замыс лу. И то, что он включил некоторые стро ки думы в поэму, свидетельствовало о его решении уже не возвращаться к Меншикову. Кстати, по своему жанру дума «Ментиков в Березове» была заявкой на большое эпи ческое произведение, и потому ее можно рассматривать как первую пробу сил перед созданием «Войнаровского». Поэма отличается от дум тем, что Рылеев не ограничивается здесь условным изобра жением якутской природы, но стремится к достоверности и с этой целью изучает ли тературные источники о Сибири, старается почерпнуть сведения у тех, кто знаком с этим краем, в частности,—беседует с бу дущим декабристом бароном В. И. Штейн- гелем, который провел детство и юность в Сибири. Как и прежде, автор рисует мрачную кар тину северной природы («Всегда сурова и дика сих стран угрюмая природа»). Но в описании «страны сей безотрадной» он на ходит уже различные оттенки, основанные на конкретном знании изображаемого. Якутск предстает в поэме—в соответст вии с действительностью— как захолуст ный, затерянный в глуши городок. Поэт описывает длинный ряд почерневших от стужи домов и бревенчатых юрт, сосновый частокол, высокие церкви, а вдали —дре мучий бор, снежные равнины и вершины «кремнистых гор»... Безрадостная картина! Но автор справедливо отмечает и те редкие в жизни Якутска дни, когда однообразное существование северного города нарушает ся прибытием ссыльных или торгового ка равана: На миг в то время оживится Якутск унылый и глухой; Все зашумит, засуетится, Народы разные толпой: Якут и юкагир пустынной. Неся богатый свой ясак. Лесной тунгус и с пикой длинной Сибирский строевой казак. Как бы с натуры дается в поэме описание «леса дремучего», охоты на оленя, во вре мя которой случайно' встречаются ссыль ный Войнаровский и приехавший в Якутск историк Миллер. Столь же .наглядно и зри мо изображена Рылеевым убогая юрта Вой- наровского—с ледяными окнами, с сосно вым столом и скамьей, с жирником, едва рассеивающим полумрак. Знакомцы новые сидели Уже давно пред рчагоар Дрова сосновые дотлели. Лишь угли красные блестели Порою синим огоньком. Добиваясь строгой достоверности изобра жения, Рылеев использует подробности и сравнения, почерпнутые им из сибирского быта и природы. О Войнаровском говорит ся, например: «Покоен он: но так в покое Байкал пред бурей мрачным днем...» В поэме довольно часто встречаются ме стные слова, такие, как варнак, юрта, ясак, доха (даха), пальма (рогатина), заимка, жирник и т. д. Автор считал необходимым даже приложить к поэме небольшой слова рик сибиризмов. Повествовательная часть поэмы, в осо бенности этнографические описания Сиби ри, имела глубокую идейную основу: «В сибирский пейзаж переселилась жаркая любовь Рылеева к самобытно-родному» (В. Г. Базанов). Здесь, несомненно, сказа лось плодотворное влияние Пушкина с его утверждением национального начала в рус ской поэзии. Причем влияние это сказалось на мировоззрении Не только Рылеева, но и других декабристов. Показательно в этом смысле письмо П. Муханова, посланное Ры лееву из Киева 13 апреля 1824 г., —в нем ¡передано »мнение о «Войнаровском» «юго- западных русских литераторов», ¡в том чис ле—Пушкина и декабриста М. Ф. Орлова: «1. Описание Якутска хорошо, но слиш ком коротко. Водно, что ты боялся его рас тянуть, между тем как эпизод сей но востью предметов был бы очень оригина лен. Представя разительно Сибирь, ты бы написал картину новую совершенно. 2. Описание охоты Войнаровского долж но быть тоже несколько пространнее, ибо ты можешь изобразить дикую природу, за нятие ссыльных и жителей, которые прово дят свои дни с зверями, и тем более выка зать род жизни Войнаровского... 3. ...Вообще находят в твоей поэме мно го чувства, пылкости. Портрет Войнаров ского прекрасен. Все это шевелит душу; но много ¡нагих мест, которые ты должен был украсить описанием местности»... («Девят надцатый век», :кн. 1, М., 1872). В поэме Войнаровский, сподвижник Ма зепы, предстает перед нами «а« отважный и решительный человек, как патриот своей родины, всецело преданный идее свободы: «Готов все жертвы я принесть,— Воскликнул я,— стране родимой: Отдам детей с женой любимой. Себе одну оставлю честь». Конечно, Войнаровский и особенно Мазе па в поеме не соответствуют своим истори ческим прототипам, —Рылеев идеализирует их. В Войнаровском поэт видит политиче ского борца, который и в ссылке остается патриотам родного края, с болью размыш ляющим о его судьбе. В отличие от героев ¡многих романтических поэм, Войнаров ский— не разочарованный ¡индивидуалист. Он—страдалец за интересы своего народа. Именно этим прежде всего он и близок декабристам. Поэма заканчивается трагически. И тра гизм ее заключен не просто в том, что Мил лер, спешивший к Войнаровскому с радост 11*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2