Сибирские огни, 1975, №12

«БЫЛ КРАЙ, СЛЕЗАМ И СКОРБИ ПОСВЯЩЕННЫЙ...» 163 ный, «как здесь болтали тайно, был другом мудрого Петра». Замысел думы о Меншикове был остав­ лен, т. к. в 1823 г. Рылеев приступил к ра­ боте над поэмой «Войнаровский». Для поэ­ та сюжет, связанный с Меншиковым, пред­ ставлял интерес прежде всего потому, что в лице этого героя он мог показать чело­ века, страдающего в сибирской ссылке. Од­ нако даже при значительном переосмысле­ нии исторического персонажа вряд ли его можно было бы превратить в «рупор» ав­ торских идей. Иное дело —Войнаровский, ставший жертвой не придворных интриг, но политической борьбы. Вполне вероятно, что именно это послужило одной из причин ох­ лаждения поэта к первоначальному замыс­ лу. И то, что он включил некоторые стро­ ки думы в поэму, свидетельствовало о его решении уже не возвращаться к Меншикову. Кстати, по своему жанру дума «Ментиков в Березове» была заявкой на большое эпи­ ческое произведение, и потому ее можно рассматривать как первую пробу сил перед созданием «Войнаровского». Поэма отличается от дум тем, что Рылеев не ограничивается здесь условным изобра­ жением якутской природы, но стремится к достоверности и с этой целью изучает ли­ тературные источники о Сибири, старается почерпнуть сведения у тех, кто знаком с этим краем, в частности,—беседует с бу­ дущим декабристом бароном В. И. Штейн- гелем, который провел детство и юность в Сибири. Как и прежде, автор рисует мрачную кар­ тину северной природы («Всегда сурова и дика сих стран угрюмая природа»). Но в описании «страны сей безотрадной» он на­ ходит уже различные оттенки, основанные на конкретном знании изображаемого. Якутск предстает в поэме—в соответст­ вии с действительностью— как захолуст­ ный, затерянный в глуши городок. Поэт описывает длинный ряд почерневших от стужи домов и бревенчатых юрт, сосновый частокол, высокие церкви, а вдали —дре­ мучий бор, снежные равнины и вершины «кремнистых гор»... Безрадостная картина! Но автор справедливо отмечает и те редкие в жизни Якутска дни, когда однообразное существование северного города нарушает­ ся прибытием ссыльных или торгового ка­ равана: На миг в то время оживится Якутск унылый и глухой; Все зашумит, засуетится, Народы разные толпой: Якут и юкагир пустынной. Неся богатый свой ясак. Лесной тунгус и с пикой длинной Сибирский строевой казак. Как бы с натуры дается в поэме описание «леса дремучего», охоты на оленя, во вре­ мя которой случайно' встречаются ссыль­ ный Войнаровский и приехавший в Якутск историк Миллер. Столь же .наглядно и зри­ мо изображена Рылеевым убогая юрта Вой- наровского—с ледяными окнами, с сосно­ вым столом и скамьей, с жирником, едва рассеивающим полумрак. Знакомцы новые сидели Уже давно пред рчагоар Дрова сосновые дотлели. Лишь угли красные блестели Порою синим огоньком. Добиваясь строгой достоверности изобра­ жения, Рылеев использует подробности и сравнения, почерпнутые им из сибирского быта и природы. О Войнаровском говорит­ ся, например: «Покоен он: но так в покое Байкал пред бурей мрачным днем...» В поэме довольно часто встречаются ме­ стные слова, такие, как варнак, юрта, ясак, доха (даха), пальма (рогатина), заимка, жирник и т. д. Автор считал необходимым даже приложить к поэме небольшой слова­ рик сибиризмов. Повествовательная часть поэмы, в осо­ бенности этнографические описания Сиби­ ри, имела глубокую идейную основу: «В сибирский пейзаж переселилась жаркая любовь Рылеева к самобытно-родному» (В. Г. Базанов). Здесь, несомненно, сказа­ лось плодотворное влияние Пушкина с его утверждением национального начала в рус­ ской поэзии. Причем влияние это сказалось на мировоззрении Не только Рылеева, но и других декабристов. Показательно в этом смысле письмо П. Муханова, посланное Ры­ лееву из Киева 13 апреля 1824 г., —в нем ¡передано »мнение о «Войнаровском» «юго- западных русских литераторов», ¡в том чис­ ле—Пушкина и декабриста М. Ф. Орлова: «1. Описание Якутска хорошо, но слиш­ ком коротко. Водно, что ты боялся его рас­ тянуть, между тем как эпизод сей но­ востью предметов был бы очень оригина­ лен. Представя разительно Сибирь, ты бы написал картину новую совершенно. 2. Описание охоты Войнаровского долж­ но быть тоже несколько пространнее, ибо ты можешь изобразить дикую природу, за­ нятие ссыльных и жителей, которые прово­ дят свои дни с зверями, и тем более выка­ зать род жизни Войнаровского... 3. ...Вообще находят в твоей поэме мно­ го чувства, пылкости. Портрет Войнаров­ ского прекрасен. Все это шевелит душу; но много ¡нагих мест, которые ты должен был украсить описанием местности»... («Девят­ надцатый век», :кн. 1, М., 1872). В поэме Войнаровский, сподвижник Ма­ зепы, предстает перед нами «а« отважный и решительный человек, как патриот своей родины, всецело преданный идее свободы: «Готов все жертвы я принесть,— Воскликнул я,— стране родимой: Отдам детей с женой любимой. Себе одну оставлю честь». Конечно, Войнаровский и особенно Мазе­ па в поеме не соответствуют своим истори­ ческим прототипам, —Рылеев идеализирует их. В Войнаровском поэт видит политиче­ ского борца, который и в ссылке остается патриотам родного края, с болью размыш­ ляющим о его судьбе. В отличие от героев ¡многих романтических поэм, Войнаров­ ский— не разочарованный ¡индивидуалист. Он—страдалец за интересы своего народа. Именно этим прежде всего он и близок декабристам. Поэма заканчивается трагически. И тра­ гизм ее заключен не просто в том, что Мил­ лер, спешивший к Войнаровскому с радост­ 11*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2