Сибирские огни, 1975, №12
«БЫЛ к р а й , с л е зам и с к о р б и п о с в ящ е н н ы й ...» 161 «Романсе» Раевского, очевиден намек на декабристов. Особенно близок ссыльным по своим идей ным устремлениям был Матвей Александ ров. В пору своего пребывания в Якутске он сошелся с Бестужевым-Марлинеким, а после смерти декабриста посвятил ему сти хотворение «Элегия» («Тебя уж нет, кав казский Прометей...»). В том же 1837 году Александровым была написана поэма «Жертвы рока», где он воспел в романти ческих тонах любовь ссыльного и казачки— прототипом героя здесь стал опять-таки Бе стужев. Александров испытал на себе влияние ры. леевской поэзии: в его пеане «Романс Тру бадура» (из поэмы «Гетман Хмельницкий») не случайно использован украинский сю жет, как не случайно поэт проявляет ин терес и к могиле Войнаровского. Прямая связь с декабристской идеологией прослеживается в поэме Александрове «Якут Манчары», где восстание якутской бедноты составляет сюжет поэмы, а нацио нальный якутский герой Манчары—^глав ное действующее лицо. Дух критицизма, присущий декабриста.м, сказался на пьесе того же автора «Таежный карнавал» с ее сатирической направленностью и обличи тельными монологами главного героя — «сущего декабриста» Зетыча. Среди поэтов, испытавших на себе влия ние декабристской ссылки, следует назвать тобольского литератора Петра Ершова, соз дателя «Конька-горбуика», забайкальского поэта Д. Давыдова, автора широко извест ной песни «Славное море». Ершов содейст вовал публикации стихов декабриста Н. А. Чижова. Вместе с этим поэтом он написал стихотворную сценку с куплетами «Черепэ- слов», использованную позднее В. Жемчуж никовым при создании «Сочинений Козьмы Пруткова». Постоянное и пристальное внимание де кабристов к жизни и фольклору местных народов служило примером для сибирских прозаиков Н. Бобылева и С. Черепанова, для краеведов М. Зензинова, А. Мордвино ва, В. Паршина, И. Юренского и др. Своей творческой деятельностью ссыльные поэты и писатели активизировали процесс форми рования в сибирской литературе очерковой прозы, научно-краеведческой поэзии, граж данской публицистики. Они заложили в ме стной литературе традиции высокопроблем ного искусства, обращенного к коренным вопросам жизни русского общества, и эти традиции подхватили в дальнейшем И. Ф.е- доров-Омулевский, Н. Ядринпев, В. Михеев, И. Худяков и др. Все эти факты опровергают предвзятое мнение некоторых исследователей о том, что в годы ссылки декабристская поэзия и проза как бы выпали из процесса развития русской литературы. Отношение литераторов-декабристов к Сибири, естественно, не могло не быть про тиворечивым. С одной стороны, это был для них край каторги и ссылки, где они оказа лись разлученными с родными и друзьями, где каждый их шаг отмечался неусыпным оком жандармов, где, хотя и незримое, но ^ 11. Сибирские огни № 12. несмываемое клеймо «государственного пре ступника» лишало их самых естественных радостей, ностояннс ограничивало йх воз можности творить, печататься,' участвовать а общественной жизни. Естественно, что Сибирь изображалась ими зачастую в са мых мрачных красках. Но, с другой стороны, этогкрай, хоть и вы нужденно, стал второй родиной ссыльных. С годами многие из них привыкли к его при роде, к особенностям быта и нравов мест ного населения, нашли для себя здесь близ ких людей и верных подруг. С Сибирью те перь уже были связаны многочисленные воспоминания, тем более волнующие, что в изгнании все воспринималось глубже и острее, западало в память навсегда. Ли шенные прежнего образа жизни, декаорйсты поневоле довольствовались малым, й каж дая новая книга, свежий журнал или не ожиданно услышанные звуки рояля стано вились ддя них огромной радостью, А.глав ное — как это ни парадоксально,—именно в тюрьме и ссылке, где свобода их была сведена к минимуму, они чувствовали себя по-своему независимыми: они могли не та ить своих мыслей в кругу товарищей и близких по духу им людей, ежегодно празд новали день 14 декабря; а когда их переве ли из Читы в Петровский Завод, с пениам «Марсельезы» вошли в ворота своей новой тюрьмы. «Храня гордое терпенье», они оста вались самими собой, верными себе, и в этом смысле были свободны! Могли ли декабристы не почувствовать привязанности к Сибири! Тем более, что народолюбие, развивающееся у них с каж дым годом, побуждало их к изучению это го края и его людей. Не отвлеченные науч ные интересы, не абстрактная страсть к на коплению фактов, но именно подспудное или явное стремление к единению с народом, желание воздействовать на его сознание и нравственный облик— основная причина обостренного интереса декабристов к Сиби ри, источник сибирской темы в их твор честве. Начало сибирской теме в поэзии декабри стов положил К. Ф. Рылеев. Правда, он никогда не был в Сибири, ко эта далекая, неизведанная окраина России волновала его поэтическое воображение. Известно, что ди кий и суровый край издавна манил к себе вольнолюбивых людей, здесь было где про явить себя могучей натуре русского челове ка, здесь проверялись на прочность героиче ские характеры. Но не только экзотика края привлекала внимание Рылеева: прежде все го он видел.,в Сибири страну изгнания, «об ширную узников, тюрьму». Сюда были со сланы сотни людей, неугодных властям. В сибирской ссылке оказались Александр Мен тиков и Наталья Долгорукова, здесь то мился в неволе Андрей Войнаровсшй. И поэт, описывая страдания этого политиче ского ссыльного, словно предсказывал бу дущую участь своих, товарищей. Тема Сибири приобретала под порой Ры леева трагический характер. Сибирь ока зывалась для его героев не только, страной
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2