Сибирские огни, 1975, №12

ЮРИЙ п о с т н о в 160 заводы они принесли светильник знания, и, к чести своей, держали его высоко» (Б. Г. Кубалов. Сибирское общество и де­ кабристы. «Каторга и ссылка». Историко-ре­ волюционный вестник, 1925, № 8). Из од­ ной только Ялуторовской щколре, основан­ ной И, Д. Якушкиным, вышло до 1600 уче­ ников (О. Н. Балакшина. Воспоминании о декабристах в Сибири. «Сиб. огни», 1924, № 3). Разгром декабрьского восстания тяжело отозвался на духовной жизни России второй половины 20-х годов. В течение нескольких лет общественная мысль была почти пара­ лизована, все передовое, уцелевшее от раз­ грома, вынуждено было молчать. Один Пушкин находил в себе силы противостоять общему оцепенению. Между тем Сибирь, не пережившая непосредственных, прямых ударов реакции, несколько лет жила в об­ становке, весьма отличавшейся от той, ка­ кая была в центре. В то время как Евро­ пейская Россия лишилась самого передово­ го отряда русской общественности, Сибирь «получила» его. Именно под влиянием де­ кабристской ссылки во второй половине 20-х годов здесь наблюдалось известное оживление культурных, краеведческих, ли­ тературных интересов. Рецензенты Москвы и Петербурга при­ ветствовали выход в свет «Енисейского аль­ манаха на 1828 г.», подготовленного к печа­ ти в Красноярске. Альманах стал известен и ссыльным революционерам. «И если бы издание его продолжалось, в следующих выпусках, наверное, печатались бы аноним­ но и произведения декабристов-литерато- ров. Не случайно в бумагах В. Ф. Раевско­ го обнаружен экземпляр варианта его сти­ хотворения «Послание к К...ву», предназна­ ченный для редакции «Енисейского альма­ наха» (М. Богданова. К истории создания «Енисейского альманаха на 1828 г.» я «Крас­ ноярской литературной беседы 1829 года». Альманах «Енисей», кн. 21, Красноярск, 1938). В Красноярске же рождается намерение издавать сатирический журнал «Минусин­ ский раскрьиватель» (инициатива принадле­ жит сыну губернатора, Н. А. Степанову, бу­ дущему художественному редактору жур­ нала «Искра»), Сам губернатор А. П. Сте­ панов, человек прогрессивных взглядов, со­ бирается организовать научно-литературное общество «Беседы о Енисейском крае». Однако ни то, ни другое осуществить не удалось: на просьбу А. П. Степанова раз­ решить организацию общества Николай I ответил категорическим отказом. Тогда местные литераторы решили дейст­ вовать подпольно: по инициативе писателя В. И. Саколо®ашпо было организовано об­ щество любителей словесности—«Краснояр­ ская литературная беседа». Сведения о нем впервые обнародовала М. Богданова, обна­ ружив их в бывшем сугубо секретном фон­ де III отделения, в так называемом «Деле о лицах, певших пасквильные песни в Москве». Следствием было установлено, что моло­ дые литераторы еженедельно собирались в квартире Соколовского «на чашку чая», читали новые книги и журналы, обменива­ лись впечатлениями, а также обсуждали и свои собственные «статьи». Сам Соколов­ ский на следствии подчеркивал чисто лите­ ратурные задачи «Беседы», однако следо­ ватели тщательно искали политическую по­ доплеку этого общества, имея уже подобные прецеденты, в частности, — общество «Зе­ леная лампа». «И хотя, —замечает М. Бог­ данова, —•в действительности «Беседа» не являлась «отраслью» какого-либо нераскры­ того политического «злоумышленного» об­ щества в Сибири, она, безусловно, была одним из звеньев в единой цепи тех обще­ ственных явлений, которые возникали под влиянием движения декабристов». Одним из доказательств этого были най­ денные у Соколовского письма его товари­ ща по I кадетскому корпусу, декабриста Н. О. Моэгалевского. К сожалению, литературная продукция «Беседы» не сохранилась: ее, видимо, унич­ тожили сами авторы, а общество прекрати­ ло свою деятельность, как объяснил Соко­ ловский, из опасения «вызвать подозрения властей, поскольку в то время правительст­ во требовало от всех чиновников подписки «о непринадлежании» к какому-либо тай­ ному обществу». Влияние декабристов на литераторов Си­ бири началось еще до; восстания 14 декабря. Первый по времени сибирский поэт-роман­ тик Федор Бальдауф начал писать во время своего пребывания в Петербурге, в горном кадетском корпусе. Наставник Бальдауфа, преподаватель русской словесности А. А. Ни­ китин, был одним из учредителей «.Вольно­ го общества любителей российской словес­ ности». На одном из заседаний общества осенью 1818 г. Бальдауф видел Пушкина, а затем познакомился с А. А. Бестужевым, В. К- Кюхельбекером и Ф. Н. Глинкой. Но настоящее творческое сближение пе­ редовых литераторов-сибиряков с декабри­ стами произошло, естественно, только тогда, когда участники восстания 1825 года оказа­ лись в сибирской ссылке. С большой доброжелательностью встре­ тил прибывших .в Сибирь «государственных преступников» енисейский губернатор А. П. Степанов. Он старался, насколько мог, облегчить участь ссыльных и навлек на себя за это немилость начальства. Еще ранее он вместе с будущим декабристом-си- биряком Г. С. Батеныковым участвовал в разработке так называемых «степных зако­ нов», целью которых была реорганизация управления «инородцами» и улучшение их благосостояния. Известная близость Степа­ нова к декабристам проявилась в его прост­ ранном стихотворении «Поэзия и музыка», где он утверждал мысль о том, что долг поэзии— служить будущему, бороться со злом. ’Постоянно общался с декабристами Алек­ сандр Кузмин, один из одаренных поэтов «Енисейского альманаха», живший в Мину­ синске. В своем стихотворении «Странник» он создал образ человека, занесенного судь­ бою в Сибирь, и обращался к своему герою со словами сочувствия. Здесь, как и в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2