Сибирские огни, 1975, №12
ЮРИЙ п о с т н о в 160 заводы они принесли светильник знания, и, к чести своей, держали его высоко» (Б. Г. Кубалов. Сибирское общество и де кабристы. «Каторга и ссылка». Историко-ре волюционный вестник, 1925, № 8). Из од ной только Ялуторовской щколре, основан ной И, Д. Якушкиным, вышло до 1600 уче ников (О. Н. Балакшина. Воспоминании о декабристах в Сибири. «Сиб. огни», 1924, № 3). Разгром декабрьского восстания тяжело отозвался на духовной жизни России второй половины 20-х годов. В течение нескольких лет общественная мысль была почти пара лизована, все передовое, уцелевшее от раз грома, вынуждено было молчать. Один Пушкин находил в себе силы противостоять общему оцепенению. Между тем Сибирь, не пережившая непосредственных, прямых ударов реакции, несколько лет жила в об становке, весьма отличавшейся от той, ка кая была в центре. В то время как Евро пейская Россия лишилась самого передово го отряда русской общественности, Сибирь «получила» его. Именно под влиянием де кабристской ссылки во второй половине 20-х годов здесь наблюдалось известное оживление культурных, краеведческих, ли тературных интересов. Рецензенты Москвы и Петербурга при ветствовали выход в свет «Енисейского аль манаха на 1828 г.», подготовленного к печа ти в Красноярске. Альманах стал известен и ссыльным революционерам. «И если бы издание его продолжалось, в следующих выпусках, наверное, печатались бы аноним но и произведения декабристов-литерато- ров. Не случайно в бумагах В. Ф. Раевско го обнаружен экземпляр варианта его сти хотворения «Послание к К...ву», предназна ченный для редакции «Енисейского альма наха» (М. Богданова. К истории создания «Енисейского альманаха на 1828 г.» я «Крас ноярской литературной беседы 1829 года». Альманах «Енисей», кн. 21, Красноярск, 1938). В Красноярске же рождается намерение издавать сатирический журнал «Минусин ский раскрьиватель» (инициатива принадле жит сыну губернатора, Н. А. Степанову, бу дущему художественному редактору жур нала «Искра»), Сам губернатор А. П. Сте панов, человек прогрессивных взглядов, со бирается организовать научно-литературное общество «Беседы о Енисейском крае». Однако ни то, ни другое осуществить не удалось: на просьбу А. П. Степанова раз решить организацию общества Николай I ответил категорическим отказом. Тогда местные литераторы решили дейст вовать подпольно: по инициативе писателя В. И. Саколо®ашпо было организовано об щество любителей словесности—«Краснояр ская литературная беседа». Сведения о нем впервые обнародовала М. Богданова, обна ружив их в бывшем сугубо секретном фон де III отделения, в так называемом «Деле о лицах, певших пасквильные песни в Москве». Следствием было установлено, что моло дые литераторы еженедельно собирались в квартире Соколовского «на чашку чая», читали новые книги и журналы, обменива лись впечатлениями, а также обсуждали и свои собственные «статьи». Сам Соколов ский на следствии подчеркивал чисто лите ратурные задачи «Беседы», однако следо ватели тщательно искали политическую по доплеку этого общества, имея уже подобные прецеденты, в частности, — общество «Зе леная лампа». «И хотя, —замечает М. Бог данова, —•в действительности «Беседа» не являлась «отраслью» какого-либо нераскры того политического «злоумышленного» об щества в Сибири, она, безусловно, была одним из звеньев в единой цепи тех обще ственных явлений, которые возникали под влиянием движения декабристов». Одним из доказательств этого были най денные у Соколовского письма его товари ща по I кадетскому корпусу, декабриста Н. О. Моэгалевского. К сожалению, литературная продукция «Беседы» не сохранилась: ее, видимо, унич тожили сами авторы, а общество прекрати ло свою деятельность, как объяснил Соко ловский, из опасения «вызвать подозрения властей, поскольку в то время правительст во требовало от всех чиновников подписки «о непринадлежании» к какому-либо тай ному обществу». Влияние декабристов на литераторов Си бири началось еще до; восстания 14 декабря. Первый по времени сибирский поэт-роман тик Федор Бальдауф начал писать во время своего пребывания в Петербурге, в горном кадетском корпусе. Наставник Бальдауфа, преподаватель русской словесности А. А. Ни китин, был одним из учредителей «.Вольно го общества любителей российской словес ности». На одном из заседаний общества осенью 1818 г. Бальдауф видел Пушкина, а затем познакомился с А. А. Бестужевым, В. К- Кюхельбекером и Ф. Н. Глинкой. Но настоящее творческое сближение пе редовых литераторов-сибиряков с декабри стами произошло, естественно, только тогда, когда участники восстания 1825 года оказа лись в сибирской ссылке. С большой доброжелательностью встре тил прибывших .в Сибирь «государственных преступников» енисейский губернатор А. П. Степанов. Он старался, насколько мог, облегчить участь ссыльных и навлек на себя за это немилость начальства. Еще ранее он вместе с будущим декабристом-си- биряком Г. С. Батеныковым участвовал в разработке так называемых «степных зако нов», целью которых была реорганизация управления «инородцами» и улучшение их благосостояния. Известная близость Степа нова к декабристам проявилась в его прост ранном стихотворении «Поэзия и музыка», где он утверждал мысль о том, что долг поэзии— служить будущему, бороться со злом. ’Постоянно общался с декабристами Алек сандр Кузмин, один из одаренных поэтов «Енисейского альманаха», живший в Мину синске. В своем стихотворении «Странник» он создал образ человека, занесенного судь бою в Сибирь, и обращался к своему герою со словами сочувствия. Здесь, как и в
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2