Сибирские огни, 1975, №12
К Р И Т 1 Л К А Л И Т Е Р А Т У Р О В Е Д Е - - -- _________________ . . К 1 5 0 -л ет ию восстания декабристов Юрий Постнов «БЫЛ КРАЙ, СЛЕЗАМ И СКОРБИ П О С В Я Щ Е Н Н Ы Й...» (Сибирские мотивы В этот день, 14 декабря 1825 года, на всей территории России, от Петербурга до Кам чатки, был единственный клочок свободы— Сенатская площадь, занятая восставшими войсками... Революционеры из дворянской среды не нашли в себе решимости довести начатое де ло до конца. Но они обнаружили исключи тельную силу духа, когда' оказались вы нужденными пострадать за свои убеж дения. В тюрьме, а позднее на каторге и в ссылке они проявили себя как подлинные герои, и их коллективный подвиг был тем более замечательным, что он длился годи в тяжелейших условиях тогдашней Сибири. Собранные вместе в Читинском остроге, а затем в тюрьме Петровского Завода, декаб ристы всесторонне обсудили события 14 де кабря, тщательно проанализировали свои действия во время восстания и на допросах. И для многих из них стало очевидным: «Нельзя поднимать знамени свободы, не имея за собой сочувствия ни войска, ни на рода» (Записки М. 1Г. Волконской. СПб, 1904). Этот вывод определил линию поведения декабристов в Сибири. Хотя часть из них раскаялась в «грехах» и обратилась к ре лигии, как единственному утешению, боль шинство осталось верным своим идеалам, более того.—шло по, пути осознания необ ходимости революции народной. Оказав в поэзии декабристов) шись на положении отверженных, декабри сты не только увидели, но и на себе испыта ли тяжкую участь русского народа. Пони мая, что сами они на долгие годы, а может быть, и навсегда, отключены от политиче ской жизни, ссыльные революционеры го товы были работать на будущее, подготав ливать почву для действий новых поколе ний борцов. Онй считали своим долгом способствовать просвещению народа, чтобы тот мог осознать со временем необходи мость борьбы за овободу. Этим, в первую очередь, и объясняется страсть к образованию, которая ярко про явилась у декабристов в тюрьмах Читы и Петровского Завода. Не одно лишь желание скрасить часы досуга, но стремление быть полезными себе и другим,, быть готовыми к роли просветителей и .воспитателей народов Сибири — вот к чему сознательно или ин туитивно шли герои 14 декабря, и это пита ло их оптимизм, удивительный, казалось бы, в условиях заключения. Они создали свое образную «каторжную академию», где пре подавались точные науки и иностранные языки, философия и история, русский язык и словесность. И, когда декабристы вышли на поселение, «дух Читы» не угас ® них: они занимались науками илитературой, изу чали местную природу и климат, овладева ли передовыми методами сельского хозяйст ва, учили детей. «В глухую тайгу, рудника,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2