Сибирские огни, 1975, №12
ЧЕЛОВЕК, ИДУЩИЙ ВПЕРЕДИ 157 смотреть на сцену) висит вонзившийся в него зазубренный стержень —затвердевшая струйка металла. Трудно оторвать взгляд от Лаврентьева, когда он читает эту лекцию. Он размаши сто ходит по сцене, в его руках, крупных, подвижных, как у музыканта, появляются то указка —он показывает на ней, как из гибаются при нагрузке сте.ржни, то полый цилиндр— модель кумулятивного снаряда, то мел— и тогда он чертит на доске неук люжие рисунки, которые, однако, поражают своей простотой, ясностью и выразитель ностью, чем-то напоминая наскальные ри сунки наших предков. Глядишь —и видишь перед собой лектора, как раньше говорили, милостью божьей... Преподаванием и обучением Михаил Алексеевич стал заниматься еще будучи сам студентом. Первая его должность — лаборант механического кабинета физико- математического отделения Казанского уни верситета. Затем он преподавал в МВТУ, в Московском химико-технологическом инсти туте, стал профессором МГУ. Член-корреспондент Алексей Андреевич Ляпунов, работавший тогда его ассистен том, вспоминая о работе Лаврентьева в Мо сковском университете, рассказывал: — В преподавании у Михаила Алексееви ча был свой, своеобразный лекторский и педагогический почерк. В лекциях он уде лял особое внимание геометрической ин терпретации аналитических фактов, всегда старался вывести происхождение математи ческих теорий из простых геометрических, механических или физических соображений. Когда он сам выступал на семинарах с докладами, всегда поражала своеобразная рельефность изложения. О каком бы слож ном вопросе ни шла речь, сколь бы абст рактные представления не исследовались, Михаил Алексеевич всегда умел преподне сти их наглядно, чрезвычайно ощутимо и в удивительно конкретной форме, проиллюст рировать основные идеи яркими и доходчи выми примерами. На каждом семинаре, да же если он был та.м просто слушателем, он старался поставить новые яркие задачи, ста рался обратить внимание на наглядный смысл понятий и глубокие связи между, ка залось бы, весьма разнородными вещами. Михаил Алексеевич читал в те времена курс математического анализа. Этот курс тоже был своеобразным. Даже манера лектора держать себя на кафедре была совершенно особенной. Он не только говорил или писал на доске, он буквально лепил руками в воз духе перед слушателями те математические образы, о которых рассказывал. Он делал ощутимыми сложные поверхности, слож ные линии — все те математические построения, которые излагал. Очень часто вместо того, чтобы производить громоздкие математические выкладки, он ограничивал ся ярким геометрическим образом, который пояснял в такой степени, что всю привходя щую технику внимательный слушатель мог восстановить сам. Этого же он требовал от своих ассистен тов. Когда на курсе оказывались особенно способные студенты, Михаил Алексеевич всегда применял к ним индивидуальный подход, много им давал и предъявлял к ним повышенные требования. Сам рано нашедший свое жизненное при звание и начавший работать в науке, Ми хаил Алексеевич всегда стремится помочь молодым проявить способности, обрести уверенность в себе. Один из его учеников, А. И. Маркушевич, вспоминал, например, что при работе в НИИ математики и ме ханики МГУ в начале тридцатых годов Ми хаил Алексеевич считал своим соруководи- телем семинара по теории функций для ас пирантов только что окончившего универ ситет М. В. Келдыша, которому едва мину ло 19 лет. Особенно полно проявилось это качество Лаврентьева при переезде в Сибирь— он доверял своим ученикам, только что окон чившим физтех, и даже дипломникам слож ные вопросы укомплектования института гидродинамики оборудованием, материала ми, литературой, создание первых устано вок, организацию курсов для подготовки молодых строителей к поступлению в уни верситет. Молодежь не подвела своего учи теля — из вчерашних мальчиков выросли зрелые ученые и организаторы. Сегодня М. А. Лаврентьев не ведет лек ционных курсов, но проблемы образования, проблемы подготовки научных кадров, как и всегда,—в центре его внимания, на нихон не жалеет ни времени, ни сил. Через годы и десятилетия ведет он свою линию, свой метод воспитания научной смены. Сначала, в тридцатые годы, научные семинары моло дежи в МГУ, в ЦАГИ, затем создание фи зико-технического факультета МГУ, а поз же, на его базе, Московского физико-техни ческого института, учебного заведения но вого типа и высокого класса, сыгравшего исключительную роль в ускоренной подго товке высококвалифицированных кадров для новых отраслей науки и техники. По прин ципам, проверенным на Физтехе, построен и действует Новосибирский государственный университет, ровесник Сибирского отделе ния. Ежегодно проводятся сибирские олим пиады для школьников, победители кото рых продолжают обучение в физико-мате матической и химической школе при МГУ. В последнее время в этой школе открыты технические классы, работающие на базе Клуба юных техников, в Академгородке создан политехникум для подготовки лабо рантов. Почти каждое из названных дел требова ло ломки старых традиций, отказа от су ществующих правил, принятия смелых ре шений —иными словами, требовало огром ной организаторской, государственной работы. Сегодня принципы работы Новосибирско го государственного университета уже поч. ти хрестоматийны: они признаны юридиче ски, жизнь доказала их эффективность. В трудные годы сотворения Академго родка Сибирское отделение приняло на се бя еще одну задачу —соединить науку.■и образование, Академию и университет; сде лать так, чтобы студенты получали знания из первых рук, не ожидая годами, пока но
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2