Сибирские огни, 1975, №12
ЧЕЛОВЕК, ИДУЩИМ ВПЕРЕДИ 149 Неудивительно, что .молодежь признала Лузина своим «Командором», с увлечением посещала его лекции и семинары. «Лузитам- цы» вместе проводили вечера, устраивали праздники и розыгрыши. Первая печатная работа Михаила, Алексеевича Лаврентьева увидела свет не без помощи Лузина — он предложил проблему, а потом помог опуб ликовать результат. Лаврентьев становится аспирантом Лузи на. и вскоре выдвигается в число наиболее перспективных членов «Лузитании». Много лет спустя коллеги, оглядываясь назад, оце нили его первые результаты как «весьма тонкие», которые по своей оригинальности и .научной значимости свидетельствовали о крупном даровании молодого автора, о его способности глубоко овладевать предметом. Начало пути Лаврентьева в науке пора жает стремительностью и размахом. В 27 лет, после завершения аспирантской работы, получает командировку на полгода во Фран цию, его работы публикуются в трудах Французской Академии наук. В 28 — он участник советской делегации — выступает на Международном математическом кон грессе в Болонье. В 29 — заведует кафед рой математики. В 31 год — профессор Мо сковского университета, в 35 — заведует от делом в Математическом институте имени Стеклова, генеральном штабе советской ма тематики, в 3 9— академик АН УССР, ди ректор Института математики в Киеве... Тогда еще слово «акселерация» не было в такой моде, как сейчас, когда долговязые выпускники школы уже выше ростом учите лей и родителей. Лаврентьева судьба тоже не обидела ростом, его всегда можно изда лека разглядеть в толпе. Его акселерация совсем иного рода — это ускорение разви тия характера, ума, способностей, то уско рение роста интеллекта, которое он всячески поддерживает в своих учениках. Михаил Алексеевич не раз вспоминал о разного рода новшествах и о рискованных экспериментах, которые в те годы осущест влялись в сфере высшего образования. Об «институте талгенов» (талантов и гениев), содержавшемся на. деньги нэпманов, куда по идее должны были отбираться талантли вые дети (но чаще попадали дети нэпма нов). О «вузе нового типа», где поступив шие сразу направлялись рабочими на завод, работали по четыре часа в день, зарплату сдавали в институт... Не тогда ли, в эти бурные годы, в столк новении мнений и личностей, в водовороте событий выковывались представления, ру шились иллюзии, откладывались в памяти наблюдения и выводы, чтобы потом, пройдя испытания временем и жизнью, стать осно вой будущих — лаврентьевских — методов работы с молодежью? Трудно вдаваться в существо сделанного Лаврентьевым в математике — о нем мо гут судить только специалисты. Вот некото рые их оценки.: «Результаты, опубликован ные им в 1924-25 годах, ныне стали класси ческими; они сразу завоевали признание в математическом мире у нас и за рубежом». «Блестящие достижения Лаврентьева вошли в основной фонд классической математики», «Лаврентьевым впервые дана точная мате матическая постановка, многих задач о тече ниях жидкости и газа». «Идеи и методы, предложенные Лаврентьевым, находят при менение в таких новых областях математики, как ¡нелинейное программирование, теория управления и другие». И еще его коллеги неизменно отмечают, что стиль математического творчества Лав рентьева сочетает сложные конструкции с исключительно ясными, геометрически чет кими идеями. ' Всю свою жизнь, чем бы он ни занимался, Лаврентьев остается до мозга костей мате матиком, он мыслит и анализирует явления, прежде всего, как ученый. Что это значит? Математика, как никакая другая цаука, требует ясности понятий и утверждений, не терпит ни тумана, ни бездоказательных за явлений. Построить математическую мо дель — значит установить связь между яв лениями, отбросить все мелкое, несуществен ное (пренебрежимо малое — как говорят математики), выделить главное, определяю щее самую суть процесса. Не напоминает ли это ленинскую формулу о главном звене, ухватившись за которое, можно вытянуть всю цепь? Рождение принципов. Уроки ЦАГИ «Оставьте трудиться напрасно, стараясь извлечь из одного разума всю мудрость; спрашивайте природу, она хранит все тайны и на вопросы ваши будет отвечать ва.м не пременно и удовлетворительно». Это изречение Фрэнсиса Бэкона повторил создатель неэвклидовой геометрии Николай Иванович Лобачевский в речи на торжест венном акте в Казанском университете в 1828 году. Этому совету сто лет спустя по следовал воспитанник Казанского и Москов ского университетов Лаврентьев, когда он, математик, преуспевший в, казалось бы, са мых абстрактных математических теориях, вдруг перешел на работу в ЦАГИ (Цент ральный аэрогидродинамический институт) и начал заниматься задачами механики, фи зики и инженерного дела. Но это не было случайностью — решение вытекало из по требностей времени. Страна Советов бурно развивала самолетостроение. Чтобы увели чивать скорость, создавать новые типы ма ши«, нужны были исследования теории по лета, аэродинамики крыльев, условий взле та и посадки. И теоретик Лаврентьев от кликается на зов времени, на требования жизни. И начиная с перехода в ЦАГИ, эта линия .поведения — быть всегда вместе со страной, вровень с веком, на переднем крае — уже не прерывается никогда. Пора ученичества кончилась. Храня глу бокое уважение и благодарность к своему учителю Н. Н. Лузину, ученик не остался вместе с ним в сфере чистой теории (хотя Лузин весьма не одобрял «ухода» в при кладные задачи, считал их мелкими). В эти годы окреп его собственный, лаврентьевский, научный стиль, который с годами оттачй-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2