Сибирские огни, 1975, №12

ЧЕЛОВЕК. ИДУЩИЙ ВПЕРЕДИ 147 языку был более либеральный подход. Кро­ ме того, за успехи в математике, физике, хи­ мии преподаватели завышали мне оценки по литературе и языкам. Плохо дело было с «законом божьим». Однажды после получен­ ной единицы ходил в знак протеста с това­ рищами в церковь разбрасывать чихатель­ ный порошок... — Кого считаете своим учителем? — Главный мой учитель —академик Ни­ колай Николаевич Лузин. Мои родители по­ знакомились с семьей Лузина, когда мне бы­ ло 10 лет. У Лузина не было своих детей, и он охотно занимался со мной, много расска­ зывал интересного из физики, химии, учил решать задачи с помощью циркуля и ли­ нейки. Позже я встретился с ним в Москве, в Московском университете, где образовалась под руководством Лузина крупная матема­ тическая школа — так называемая «Лузита­ ния». Я тоже стал «лузитанцем». Основными чертами этой школы были развитие само­ стоятельного мышления, способности расчле­ нять проблемы, искать новые пути, ставить новые задачи. Лузин учил нас одержимости в достижении намеченной цели, показывал, как надо увлекать молодежь. — Почему окончательно выбрали мате­ матику? — Может быть, потому, что математикой можно заниматься в любое время дня и но­ чи, в любых условиях. Математики умеют думать непрерывно. В необычных условиях часто приходят решения, раньше казавшие­ ся очень далекими. Однажды, когда я ожи­ дал на трамвайной остановке у Рижского вокзала в Москве Веру Евгеньевну — свою будущую жену, мне удалось найти решение проблемы, над которой безуспешно бился около полутора лет. Математику можно «носить» с собой куда угодно — в этом её прелесть. — Что представляется самым главным из сделанного Вам« как ученым, организатором науки, воспитателем научной смены? — В области науки — ряд основополагаю­ щих результатов по теории функций комп­ лексного переменного —они дали новые вы­ ходы в гидродинамику, механику, теорию взрыва. Вариационные принципы, квазикон­ формные отображения (за них получил Го­ сударственную премию I степени). В гид­ родинамике—теория длинных волн, теория кумулятивных зарядов. За это тоже Госпре- мия I степени. Различные новые использо­ вания взрыва —шнуровой заряд, направлен­ ный взрыв и другие. Что сделал, как организатор? Был первым директором Института по созданию элект­ ронных цифровых машин (главным конст­ руктором был академик С. А. Лебедев). Считают меня также одним из организа­ торов физтеха. Ну, а главное дело жизни —создание Сибирского отделения. В области подготовки кадров — во все периоды жизни много времени уделял та­ лантливой молодежи. Имею много учеников в Москве, Киеве, Новосибирске, Тбилиси по различным разделам математики, меха­ ники, новой техники. Недавно пытался со­ считать— получилось 3 академика, 10 член-корров, больше 30 докторов. Ну дело ведь не в цифрах. — Чем увлекаетесь кроме науки? — Люблю путешествовать, посмотреть мир. В молодости много лазил по горам — Кавказ, Алтай, Памир. Уже в зрелом воз­ расте поездил по Сибири, был на Крайнем Севере, .на Камчатке, два раза взбирался на вулканы Эбеко и Авачу. Люблю прогулки — такие, чтобы можно было размышлять о проблеме. — Какие качества отличают ученого, ка­ кие черты характера должен воспитывать в себе молодой человек, решивший посвятить себя науке? — Мне кажется, что главное в творческой деятельности — способность непрерывно ра­ ботать, десятилетиями добиваться намечен­ ной цели, неустанно искать пути решения проблемы. Человек, который хочет стать ученым, должен как можно скорее развить в себе способность много работать. Надо на­ учиться работать даже во время отдыха. А как работает сам Лаврентьев? Академик Л. И. Седов: «Для него характерны долгое вынашива­ ние предлагаемых им методов и идей, под­ робные обсуждения их со своими коллегами и учениками. В вагоне поезда, в самолете, автомашине, на пляже, в кабинете — в лю­ бом месте он может подолгу рассказывать своим собеседникам и советоваться с ними о новых схемах обтекания тел, о различных аспектах явления взрыва, в частности, о со­ здании направленных выбросов земли и по­ род, о влиянии формы заряда на действие взрыва, о кумулятивных струях, о решении конкретных чисто математических задач, о том, как плавают дельфины и угри, о воз­ никновении и распространении цунами —■ изолированных мощных океанских волн, приводящих часто к трагическим катастро­ фам в прибрежных городах и селениях, о достоинствах различных научных работ, о свойствах электронно-вычислительных си­ стем и о возможностях их использования, о предполагаемой и правильной организации научных исследований и т. д Рассказывая о своих идеях, он их анализирует и тут же разрабатывает дальше»... — Споры по поводу принципов создания машины БЭСМ-1 продолжались . зачастую ночами,— вспоминал соратник Лаврентьева по этой работе академик С. А. Лебедев Рассказывая о создании Лаврентьевым лаборатории по исследо 1 вава.ни 1 Ю кумуляции, коллега Михаила Алексеевича академик А. Ю. Ишлинский писал: «Эта лаборатория представляла в некото­ ром .роде удивительное учреждение, где на­ учный руководитель, его ближайшие ученики и помощники, а также весь остальной персо­ нал ' трудились не покладая рук в уроч­ ное и неурочное время над любой задачей, включая земляные и строительные работы». Михаил Алексеевич и сегодня повседневно загружен работой — пишет статьи, принима­ ет посетителей, решает организационные во­ 10 *

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2