Сибирские огни, 1975, №12
ЧЕЛОВЕК. ИДУЩИЙ ВПЕРЕДИ 147 языку был более либеральный подход. Кро ме того, за успехи в математике, физике, хи мии преподаватели завышали мне оценки по литературе и языкам. Плохо дело было с «законом божьим». Однажды после получен ной единицы ходил в знак протеста с това рищами в церковь разбрасывать чихатель ный порошок... — Кого считаете своим учителем? — Главный мой учитель —академик Ни колай Николаевич Лузин. Мои родители по знакомились с семьей Лузина, когда мне бы ло 10 лет. У Лузина не было своих детей, и он охотно занимался со мной, много расска зывал интересного из физики, химии, учил решать задачи с помощью циркуля и ли нейки. Позже я встретился с ним в Москве, в Московском университете, где образовалась под руководством Лузина крупная матема тическая школа — так называемая «Лузита ния». Я тоже стал «лузитанцем». Основными чертами этой школы были развитие само стоятельного мышления, способности расчле нять проблемы, искать новые пути, ставить новые задачи. Лузин учил нас одержимости в достижении намеченной цели, показывал, как надо увлекать молодежь. — Почему окончательно выбрали мате матику? — Может быть, потому, что математикой можно заниматься в любое время дня и но чи, в любых условиях. Математики умеют думать непрерывно. В необычных условиях часто приходят решения, раньше казавшие ся очень далекими. Однажды, когда я ожи дал на трамвайной остановке у Рижского вокзала в Москве Веру Евгеньевну — свою будущую жену, мне удалось найти решение проблемы, над которой безуспешно бился около полутора лет. Математику можно «носить» с собой куда угодно — в этом её прелесть. — Что представляется самым главным из сделанного Вам« как ученым, организатором науки, воспитателем научной смены? — В области науки — ряд основополагаю щих результатов по теории функций комп лексного переменного —они дали новые вы ходы в гидродинамику, механику, теорию взрыва. Вариационные принципы, квазикон формные отображения (за них получил Го сударственную премию I степени). В гид родинамике—теория длинных волн, теория кумулятивных зарядов. За это тоже Госпре- мия I степени. Различные новые использо вания взрыва —шнуровой заряд, направлен ный взрыв и другие. Что сделал, как организатор? Был первым директором Института по созданию элект ронных цифровых машин (главным конст руктором был академик С. А. Лебедев). Считают меня также одним из организа торов физтеха. Ну, а главное дело жизни —создание Сибирского отделения. В области подготовки кадров — во все периоды жизни много времени уделял та лантливой молодежи. Имею много учеников в Москве, Киеве, Новосибирске, Тбилиси по различным разделам математики, меха ники, новой техники. Недавно пытался со считать— получилось 3 академика, 10 член-корров, больше 30 докторов. Ну дело ведь не в цифрах. — Чем увлекаетесь кроме науки? — Люблю путешествовать, посмотреть мир. В молодости много лазил по горам — Кавказ, Алтай, Памир. Уже в зрелом воз расте поездил по Сибири, был на Крайнем Севере, .на Камчатке, два раза взбирался на вулканы Эбеко и Авачу. Люблю прогулки — такие, чтобы можно было размышлять о проблеме. — Какие качества отличают ученого, ка кие черты характера должен воспитывать в себе молодой человек, решивший посвятить себя науке? — Мне кажется, что главное в творческой деятельности — способность непрерывно ра ботать, десятилетиями добиваться намечен ной цели, неустанно искать пути решения проблемы. Человек, который хочет стать ученым, должен как можно скорее развить в себе способность много работать. Надо на учиться работать даже во время отдыха. А как работает сам Лаврентьев? Академик Л. И. Седов: «Для него характерны долгое вынашива ние предлагаемых им методов и идей, под робные обсуждения их со своими коллегами и учениками. В вагоне поезда, в самолете, автомашине, на пляже, в кабинете — в лю бом месте он может подолгу рассказывать своим собеседникам и советоваться с ними о новых схемах обтекания тел, о различных аспектах явления взрыва, в частности, о со здании направленных выбросов земли и по род, о влиянии формы заряда на действие взрыва, о кумулятивных струях, о решении конкретных чисто математических задач, о том, как плавают дельфины и угри, о воз никновении и распространении цунами —■ изолированных мощных океанских волн, приводящих часто к трагическим катастро фам в прибрежных городах и селениях, о достоинствах различных научных работ, о свойствах электронно-вычислительных си стем и о возможностях их использования, о предполагаемой и правильной организации научных исследований и т. д Рассказывая о своих идеях, он их анализирует и тут же разрабатывает дальше»... — Споры по поводу принципов создания машины БЭСМ-1 продолжались . зачастую ночами,— вспоминал соратник Лаврентьева по этой работе академик С. А. Лебедев Рассказывая о создании Лаврентьевым лаборатории по исследо 1 вава.ни 1 Ю кумуляции, коллега Михаила Алексеевича академик А. Ю. Ишлинский писал: «Эта лаборатория представляла в некото ром .роде удивительное учреждение, где на учный руководитель, его ближайшие ученики и помощники, а также весь остальной персо нал ' трудились не покладая рук в уроч ное и неурочное время над любой задачей, включая земляные и строительные работы». Михаил Алексеевич и сегодня повседневно загружен работой — пишет статьи, принима ет посетителей, решает организационные во 10 *
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2