Сибирские огни, 1975, №12

144 Э. БУКРИНСКИИ Еще перед началом строительства БАМа говорили о специальной хозяйственной ор­ ганизации, которая занималась бы заказом грузов для магистрали и распределением их по объектам. В суете и сутолоке эту мысль похерили. И сейчас десятки старых и вновь созданных организаций заказывают и зака­ зывают материалы для себя, в их адрес идут и идут вагоны. Тресты, отряды, мехко- лонны вынуждены держать на перевалоч­ ных базах, разгрузочных площадках це­ лые бригады, краны, машины. Каждый себе. На Западном участке мне довелось встре­ титься с представителями различных служб Якутии. Поразило вот что: они думают о перспективе, они сейчас решают или пыта­ ются решить те задачи, которые встанут пе­ ред республикой, когда железная дорога подойдет к чульманскому углю. Они пыта­ ются сегодня подсчитать ту выгоду, кото­ рую получит Якутия, и которую надо ис­ пользовать как можно лучше. Не знаю, то ли потому это происходит, что в силу своего географического распо­ ложения республика постоянно чувствует себя в отдалении и железная дорога обе­ щает в этом отношении немало перемен, то ли еще по какой причине. Но факт оста­ ется фактом. Так, в недавно вышедшей в Якутске книге «Направление интенсифи­ кации работы транспорта Якутской АССР» есть статья”В. Лесного — работника УМТС Якутии, в которой автор с цифрами в руках доказывает, каким образом использовать станцию Беркакит для перевалки грузов, какие средства для этого необходимы и как скоро они окупятся. Железную дорогу ждут, к ее приходу го­ товятся, подсчитывают, какой толчок она даст росту производительных сил края, и строители понимают это. Потому свои со­ циалистические обязательства они принима­ ют конкретные и весьма нелегкие. На БАМе закончился период митингов и красивых речей, на БАМе начались будни, на БАМе встают все новые и новые во­ просы. — Не наша прихоть —жизнь выдвигает свои условия,— говорит Рассказов. — Хорошо, Иван Данилович. А сможем ли мы уже в ближайшее время стать сви­ детелями изменения технологии строитель­ ства мостов? — Думаю, что да.—Управляющий трестом протер очки.—Естественно, что речь пой­ дет не о крупных мостах, лишь о мелких и средних, и не о пешеходных и шоссейных,— о железнодорожных. Здесь я вижу такой выход: что-то вроде передвижного поезда, который движется по линии, уложенной пря­ мо перед его подходом. Препятствие —ну­ жен мост. На поезде бурильная установка. Бурятся скважины, опускаются столбы, ук­ ладывается ригель, пролеты—мост готов. Все строительство занимает несколько ча­ сов. И это не плод моей фантазии. Подоб­ ная задача уже поставлена перед коллекти. вом Всесоюзного научно-исследовательско­ го института буровой техники и перед кол­ лективами других институтов. Ну, а на боль­ ших мостах будут оседать основные силы отрядов. Конечно, создание поезда возмож­ но лишь при наличии техники, способной разбуривать в любых грунтах скважины большого диаметра, при бесперебойном снабжении конструкциями. Тогда отпадет необходимость создания временных посел­ ков мостовиков, оснащения их механизма­ ми, базами, подсобными хозяйствами. Стро­ ительство полотна пойдет ритмичней, быст­ рей. И я верю,—шурит глаза управляющий, —так будет, или примерно так, в самом недалеком будущем. — А почему вы все же решили уехать из Москвы, из главка, сюда, на БАМ, Иван Данилович? — Ничего необычного в этом нет.— Рас­ сказов не уходит от ответа.— Просто я всю жизнь привык заниматься конкретными де лами, которые можно было бы потрогать. Мост, например. Управляющий трестом мо. жет себе это позволить... Встречи в Звездном Это поселок, которого чуть больше года назад еще не было на карте Иркутской об­ ласти. Начал он строиться в мае 74-то, ког­ да здесь высадились ребята из отряда име­ ни XVII съезда ВЛКСМ. Сейчас рядами щитовых домиков при­ ютился поселок на правом берегу Таюры, у подножия сопки, которую назвали «Сопкой любви». Живут здесь мостовики—они со­ оружают железнодорожный мост через Таю- ру (автомобильный уже пропускает тран­ спорт), а также механизаторы и рабочие генподрядной организации —строительно- монтажного поезда. К концу года здесь прозвучит гудок па­ ровоза, и на станцию Таюра, что будет ки лометрах в грех от Звездного, проследует первый поезд. Сейчас в Звездном почти нет палаток — все больше щитовые домики. Есть клуб, столовая, школа, оборудована вертолетная площадка, потому что пока связь с Большой Землей летом, в весен­ нюю и осеннюю распутицы осуществляется с помощью авиации. Попасть в Звездный пока проблема. Вот и пришлось мне явить­ ся сюда пешком. Лейтенант милиции Валера Т имкен си­ дел в аэропорту Усть-Жута. Была суббота. На следующий день в Звездном Валере нужно было вручать на торжественном соб­ рании удостоверения дружинников комсо­ мольцам. Но попасть сегодня в Звездный почти не было никакой возможности: поса­ дочная площадка для вертолетов в поселке пока не готова. Так что даже «почтовик» откладывает вылет. Это все Валера и выложил мне, когда уз­ нал, что я тоже направляюсь туда. Что же будет? — погоны и форменная одежда делали свое дело: я невольно тя­ нулся к лейтенанту, чувствуя хоть какую- никакую, но надежду. — Надеяться, — успокоил Валера. — Ждать... Готовится сейчас почтовик, воз­ можно, прихватит... Мне необходимо быть

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2