Сибирские огни, 1975, №12

142 Э. БУКРИНСКИЙ Это проще и надежней. Также предусмот­ рено: на сооружении металлическчх мостов применять новые пролетные строения—с гер­ метично заваренными элементами коробча­ того типа, разработанными в проектных и научно-исследовательских институтах Мос­ квы и Ленинграда. Поясню: когда человек едет в поезде и из окна вагона смотрит на фермы моста, то конструкции, из которых собрана ферма, поражают своим хитросплетением, кажутся ажурными. Но мало кто знает, как нелегко содержать такой мост, сколько приходит­ ся лазить рабочим по ажурным конструкци­ ям, подкрашивая их, чтобы уберечь от ржавчины. Новый же тип конструкций представля­ ет полый, заваренный, скажем, прямоуголь­ ник. Значит, красить его надо только сна­ ружи—облегчение тем, кто будет ухажи­ вать за мостами. Кроме того, повышаются надежность, долговечность фермы. Но, как я уже сказал, это для больших мостов. Гораздо сложней все со строи­ тельством малых и средних, которых на БАМе значительно больше. Они будут же­ лезобетонными, и вопрос в том, как пове­ дет себя железобетон в условиях резкого изменения климатических условий —боль­ ших перепадов температурного режима? Главное же —строительство опор в усло­ виях сложной геологии, когда трудные за. дачи подбрасывает вечная мерзлота. Есть проект— создавать опоры столбча­ того типа, и таким образом уже построено несколько мостов на линии Бам —Тында. Но все упирается в возможности той бу­ рильной техники, что имеется на вооруже­ нии в мостоотрядах. Использование станков ударно-канатного бурения не решает зада­ чи бурения скважин большого диаметра в вечномерзлом грунте. — Да. вопрос этот для нас, мостови­ ков, сейчас самый важный,—соглашается управляющий трестом «Мостострой-9» Иван Данилович Рассказов.—Турбобур, кото­ рый пытаются применить строители линии Бам —Тында, пока еще тоже не дает отве­ та. Для того, чтобы турбобур нормально работал, нужны большое энергохозяйство и источник воды. Турбобур потребляет поч­ ти две тысячи литров воды в минуту. А как быть зимой, да еще в тайге, где создать мощное энергохозяйство очень и очень хло­ потно? Большая надежда на работы инсти­ тута буровой техники, который сейчас имен­ но этим и занимается. Правда, и мы не си­ дим сложа руки,—щурится из-за очков уп­ равляющий. И. Д. Рассказов— выпускник Новосибир­ ского транспортного института. Прошел путь от мастера до заместителя начальни. ка главка «Главмостострой». Шесть лет ра. ботал в Москве, а когда начался БАМ, по­ просил отправить его на строительство же­ лезной дороги. Рассказова долго не отпу­ скали, он настаивал. Наконец получил на­ правление —Усть-Кут, трест «Мосто­ строй-9», управляющий. Руководитель ар. ганизации, которая еще лишь на бумаге существовала, но которой уже «спустили» план. Рассказову говорили, что Москва все же не Усть-Кут, что управляющий — все же не заместитель начальника главка. Но Расска­ зов решил. Уже здесь, на БАМе, Иван Данилович подготовил доклад «Разработка и внедре­ ние индустриальных конструкций опор в аг­ рессивных условиях и новых методов мон­ тажа пролетных строений мостов». Доклад вызвал столь большой интерес, что Расска­ зову предложили его представить на со­ искание ученой степени кандидата техниче­ ских наук. Защита проходила в родном его вузе — НИИЖТе и прошла успешно Но возвращаюсь к своему разговору с ним. Я уже знаю, что на его счету не­ сколько изобретений в области мостострое­ ния, потому жду продолжения. Но Иван Данилович не торопится раскрывать карты: — С главным инженером нашего СКВ Борисом Ивановичем Владимировым не раз­ говаривали? Настоятельно рекомендую. Борис Иванович — плотный, в черном вельветовом пиджаке, распахнутой на гру­ ди сорочке —знакомит меня с сотрудни­ ками СКБ, сразу поясняя, что штат еще полностью не укомплектован. — Что, с Рассказовым говорили?.. Ну, и как впечатления?.. Да, интересный чело­ век. Мы с ним вместе на одной студенче­ ской скамье сидели, из одной тарелки хле­ бали... Интересный человек В нем удиви­ тельно сочетаются качества и руководи­ теля, и ученого. Мы с ним много интерес­ ных идей реализовали. Борис Иванович, заметив, что я собира­ юсь закурить, поспешно подымается: — Пойдемте в коридор, там прохладней. Значит, о проблеме бурения скважин под опоры уже говорили? —Соглашается: — Да. нелегкая задачка. Видите ли, сооруже­ ние опор столбчатого типа, грубо говоря, делается так: высверливаются дырки, ста­ вятся бетонные столбы, на них кладут на­ садки— это шаг вперед.—Он хитровато щурится: —Но, позволю себе спросить, что выгодней —одну скважину пробурить или шесть? Пака —шесть, но только пока. И вот почему. Я не углядел, как в руках Бориса Ива. новича оказались карандаш и лист бумаги. — Смотрите, вот столбы — вид сверху, стоят в два ряда; вот вид сбоку. Целый за­ бор торчит над водой, а? Представляете, какой затор будет во время ледохода? Представляете, какую нужно иметь «защит­ ную рубашку» этим столбам? А сколько усилий стоит их установка! И все же пока шесть лучше, чем один. Под один нужна скважина диаметром три метра, а то и по­ больше, а под шесть —шесть дырок по де­ вяносто сантиметров или по метру. С гре­ хом пополам малые скважины мы еще про­ бурим, а вот трехметровые... Значит, ре­ шение в том, сможем ли мы найти возмож­ ность бурить в грунте скважины большого диаметра.—Борис Иванович энергично орудует карандашом, прижав лист бумаги к стене.—Похоже на штопор? На штопор, напоминающий по форме усеченный конус? Вот здесь, у основания, ширина три мет­ ра. «Штопор» ввертывается в землю, за

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2