Сибирские огни, 1975, №12
142 Э. БУКРИНСКИЙ Это проще и надежней. Также предусмот рено: на сооружении металлическчх мостов применять новые пролетные строения—с гер метично заваренными элементами коробча того типа, разработанными в проектных и научно-исследовательских институтах Мос квы и Ленинграда. Поясню: когда человек едет в поезде и из окна вагона смотрит на фермы моста, то конструкции, из которых собрана ферма, поражают своим хитросплетением, кажутся ажурными. Но мало кто знает, как нелегко содержать такой мост, сколько приходит ся лазить рабочим по ажурным конструкци ям, подкрашивая их, чтобы уберечь от ржавчины. Новый же тип конструкций представля ет полый, заваренный, скажем, прямоуголь ник. Значит, красить его надо только сна ружи—облегчение тем, кто будет ухажи вать за мостами. Кроме того, повышаются надежность, долговечность фермы. Но, как я уже сказал, это для больших мостов. Гораздо сложней все со строи тельством малых и средних, которых на БАМе значительно больше. Они будут же лезобетонными, и вопрос в том, как пове дет себя железобетон в условиях резкого изменения климатических условий —боль ших перепадов температурного режима? Главное же —строительство опор в усло виях сложной геологии, когда трудные за. дачи подбрасывает вечная мерзлота. Есть проект— создавать опоры столбча того типа, и таким образом уже построено несколько мостов на линии Бам —Тында. Но все упирается в возможности той бу рильной техники, что имеется на вооруже нии в мостоотрядах. Использование станков ударно-канатного бурения не решает зада чи бурения скважин большого диаметра в вечномерзлом грунте. — Да. вопрос этот для нас, мостови ков, сейчас самый важный,—соглашается управляющий трестом «Мостострой-9» Иван Данилович Рассказов.—Турбобур, кото рый пытаются применить строители линии Бам —Тында, пока еще тоже не дает отве та. Для того, чтобы турбобур нормально работал, нужны большое энергохозяйство и источник воды. Турбобур потребляет поч ти две тысячи литров воды в минуту. А как быть зимой, да еще в тайге, где создать мощное энергохозяйство очень и очень хло потно? Большая надежда на работы инсти тута буровой техники, который сейчас имен но этим и занимается. Правда, и мы не си дим сложа руки,—щурится из-за очков уп равляющий. И. Д. Рассказов— выпускник Новосибир ского транспортного института. Прошел путь от мастера до заместителя начальни. ка главка «Главмостострой». Шесть лет ра. ботал в Москве, а когда начался БАМ, по просил отправить его на строительство же лезной дороги. Рассказова долго не отпу скали, он настаивал. Наконец получил на правление —Усть-Кут, трест «Мосто строй-9», управляющий. Руководитель ар. ганизации, которая еще лишь на бумаге существовала, но которой уже «спустили» план. Рассказову говорили, что Москва все же не Усть-Кут, что управляющий — все же не заместитель начальника главка. Но Расска зов решил. Уже здесь, на БАМе, Иван Данилович подготовил доклад «Разработка и внедре ние индустриальных конструкций опор в аг рессивных условиях и новых методов мон тажа пролетных строений мостов». Доклад вызвал столь большой интерес, что Расска зову предложили его представить на со искание ученой степени кандидата техниче ских наук. Защита проходила в родном его вузе — НИИЖТе и прошла успешно Но возвращаюсь к своему разговору с ним. Я уже знаю, что на его счету не сколько изобретений в области мостострое ния, потому жду продолжения. Но Иван Данилович не торопится раскрывать карты: — С главным инженером нашего СКВ Борисом Ивановичем Владимировым не раз говаривали? Настоятельно рекомендую. Борис Иванович — плотный, в черном вельветовом пиджаке, распахнутой на гру ди сорочке —знакомит меня с сотрудни ками СКБ, сразу поясняя, что штат еще полностью не укомплектован. — Что, с Рассказовым говорили?.. Ну, и как впечатления?.. Да, интересный чело век. Мы с ним вместе на одной студенче ской скамье сидели, из одной тарелки хле бали... Интересный человек В нем удиви тельно сочетаются качества и руководи теля, и ученого. Мы с ним много интерес ных идей реализовали. Борис Иванович, заметив, что я собира юсь закурить, поспешно подымается: — Пойдемте в коридор, там прохладней. Значит, о проблеме бурения скважин под опоры уже говорили? —Соглашается: — Да. нелегкая задачка. Видите ли, сооруже ние опор столбчатого типа, грубо говоря, делается так: высверливаются дырки, ста вятся бетонные столбы, на них кладут на садки— это шаг вперед.—Он хитровато щурится: —Но, позволю себе спросить, что выгодней —одну скважину пробурить или шесть? Пака —шесть, но только пока. И вот почему. Я не углядел, как в руках Бориса Ива. новича оказались карандаш и лист бумаги. — Смотрите, вот столбы — вид сверху, стоят в два ряда; вот вид сбоку. Целый за бор торчит над водой, а? Представляете, какой затор будет во время ледохода? Представляете, какую нужно иметь «защит ную рубашку» этим столбам? А сколько усилий стоит их установка! И все же пока шесть лучше, чем один. Под один нужна скважина диаметром три метра, а то и по больше, а под шесть —шесть дырок по де вяносто сантиметров или по метру. С гре хом пополам малые скважины мы еще про бурим, а вот трехметровые... Значит, ре шение в том, сможем ли мы найти возмож ность бурить в грунте скважины большого диаметра.—Борис Иванович энергично орудует карандашом, прижав лист бумаги к стене.—Похоже на штопор? На штопор, напоминающий по форме усеченный конус? Вот здесь, у основания, ширина три мет ра. «Штопор» ввертывается в землю, за
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2