Сибирские огни, 1975, №12

ДВЕ ВСТРЕЧИ С БАМом 141 молчал: —В день, когда опору сдали, мои салажата поклялись, что БАМ пройдут до конца. А с меня слово взяли, что все это время у них бригадиром буду. Такие вот дела... Да, главное сделано: мост через сибир­ скую реку построен. Конечно, еще не смон­ тированы пролеты, но, как говорят мосто­ вики, из воды вылезли— значит мост го­ тов. Монтаж—это уже дело техники. Надо сказать, что строительство опор велось силами не только отряда № 5: много помогали коллективы отрядов № 44 и № 45. Руководство треста «Мостострой-9» пошло на это, понимая, что если мост не будет го­ тов пропустить рабочий поезд в августе- сентябре 1975 года, сорвется график уклад­ ки железнодорожного полотна, под угрозой окажется задача —уложить к январю 1976 года рельсы до станции Таюра, до 64-го километра трассы БАМа. Сейчас здесь, на Западном участке БАМа, трудное время. Задачи большие, коллектив только создается. На устах у всех —план, план, план. И остальное отходит на потом... Вот войдем в колею, обустроимся, тогда и об отдыхе думать будем... А пока —не­ впроворот других забот, которые генпод­ рядчик на нас свалил. — Что, жалуются на генподрядчика? — второй секретарь Усть-Кутского горкома партии Юрий Арсеньевич Гречухин неве­ село усмехается.—Правильно делают, что жалуются. Беда с генподрядчиком. Еще в прошлом году, в тот период, ког­ да создавались субподрядные тресты «Мо­ стострой-9» и «ЗапБАМстроймеханизация», была мысль: здесь же, в Усть-Куте, органи­ зовать и новую генподрядную организацию. Это диктовалось необходимостью постоян. ного, целеустремленного, оперативного ру­ ководства на строящихся объектах. Но ре­ шение было принято другое: есть трест «Ан­ гарстрой», у коллектива большой опыт соз­ дания крупных баз. На него и возложить обязанности генерального подрядчика. В тот момент не подумали о том, что ру­ ководство треста «Ангарстрой» находится далеко от Западного участка начинающе­ гося БАМа, что организация в Усть-Куте оперативной группы во главе с замести­ телем управляющего «Ангарстроя» Васили­ ем Васильевичем Блохиным ни в коей мере не поможет быстрому, четкому решению многих вопросов, которые неизбежно по­ явятся. Вот так и получилось, что сейчас Блохин имеет весьма ограниченную власть. Как с горечью шутят, он может подписать лишь разрешение на полет в вертолете. В дру­ гих случаях его подпись не имеет никакого значения. Перебрасыв>ать же грузы водным путем сложно. Нет ни крупнотоннажных судов, ни причалов. Правда, сейчас усиленно строят­ ся новые причалы на Байкале, но только строятся, Вот маршрут проектно-ометпой доку­ ментации: проектный институт—гене­ ральная дирекция (Тында.) —группа за- казчика (Усть-Кут) —трест «Ангарстрой» (Братск) —строительно-монтажный поезд (представитель генподрядчика на объекте). На эти пересылки порой уходит по пол­ тора-два месяца. И это в условиях, когда дорог каждый час, когда проекты на от­ дельные участки и искусственные сооруже­ ния приходят с большим опозданием. Строители Западного участка должны в 1977 году подойти к Западно-му порталу Байкальского тоннеля; из Нижнеанга.рска навстречу пойдут их товарищи —они долж­ ны пройти Даванский перевал и в те же сроки выйти к тоннелю с востока. В Ниж- неангарске уже создана генподрядная орга­ низация—трест «Нижнеангарскстрой». Так что, если создать здесь, в Усть-Куте, ген­ подрядную организацию, она просуществу­ ет всего года два. Значит, выход один: наделить оператив­ ную группу треста «Ангарстрой» такими правами, чтобы она действительно стала центром штаба стройки. А то ведь полу­ чается, что Василий Васильевич Блохин пока полномочный представитель генпод­ рядчика без всяких полномочий. Теперь дальше. Пока о БАМе говорят в будущем времени. Будут построены такие- то и такие-то предприятия, будут освоены такие-то и такие-то запасы полезных иско­ паемых, поражают воображение цифрами, мечтают о создании ТПК. Лишь изредка можно прочесть о том, что уже сегодня волнует строителей, что мешает им. Несомненно, железная дорога вызовет значительные измерения в жизни тех райо­ нов, куда раньше и самолетом было не до­ лететь. Сезонность завоза сюда грузов — зимой по зимникам, летом по рекам —тре­ бует строительства огромных складских по. мещений, отвлечения больших материаль­ ных ценностей (пока грузы и товары не бу­ дут реализованы). А психология людей, которые чувствуют себя оторванными от мира?! Пока пустуют огромные площади пахот­ ных земель —как вывозить урожай? Пока ждут своего часа многие месторождения полезных ископаемых. И хорошо, что эко­ номисты и ученые волнуются о будущем этих районов. Но чтобы час этот пришел раньше, пред­ стоит уже сегодня и незамедлительно ре­ шить многие вопросы. Вопрос первый: тех­ ническая оснащенность строителей Байка- ло-Амурокой магистрали. Вопрос строительства мостов и дру­ гих искусственных сооружений на трассе БАМа —это вопрос создания фундаментов в условиях сложнейшей геологии и высокой сейсмичности. Министерством транспортно­ го строительства СССР принято решение — создать на БАМе мосты с большими про­ летными строениями, с меньшим коли­ чеством опор, чтобы сократить объем зем­ ляных работ. Оговорюсь сразу: речь идет о крупных мостах, которые шагнут через судоходные реки или глубокие лощины. Таких мостов будет относительно немного (по сравне­ нию с общим количеством мостов на БАМе) —чуть больше ста пятидесяти. Принято также решение: монтаж канет, рукций вести не на клепке, а на болтах.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2