Сибирские огни, 1975, №12
ДВЕ ВСТРЕЧИ С БАМом 139 экономисты, социологи... Давай подождем, что онл скажут. С Мокровицкнм удивительно легко гово рить. Он не навязывает своего мнения—> кстати, это я отметил и на планерках, на со вещаниях. Говорит, будто делится с тобой евоивди мыслями. И потом, вспоминая бесе ду, я ловил себя на том, что и у меня были точно такие асе мысли, где-то «бродили» да леко, а Валентин Иннокентьевич будто офор мил их, упорядочил. Между тем начальник управления про должал: — Как сберечь труд людей, как сделать его производительней, как облегчить? Тут двух мнений быть не может. На помощь мо гут прийти только машины. Естественно, что здесь, при работе в наших условиях, нужны особые типы автомобилей, бульдозеров, экс каваторов, мощные и способные переносить «нагрузки» больших морозов. У нас же пока еще все идет по принципу: сначала едут люди, потом идет техника. Вот почему мы вынуждены придумывать такие профессии, как автоплотник, вот почему мы вынужде ны отказывать многим в трудоустройстве. — Если верить статистике, то применять в наших условиях живой труд в три-четыре раза дороже, нежели в обжитых районах, а при использовании механизмов —всего в полтора-два раза удорожание. Школьнику видно, что выгодней. Значит, вывод: давать нам технику. И ее дают, но пока мало, и она пока еще далека от тех требований, что мы к ней предъявляем. А нас заставляют это делать климат, грунт и многое другое, что называют местными условиями. — Разрешите, Валентин Иннокентьевич? — двое молодых ребят застыли на пороге кабинета. — А, комсомол, заходите. — Мы вот по какому вопросу,—начинает тот, что поплотней, посолидней.—Есть воз можность купить небольшой эстрадный ор кестр... — Деньги нужны? —"улыбается началь ник управления.—Подумаю, наверно, най дем... Что еще? — Субботник надо провести,—говорит второй, худенький н чернявый. — Что ж, это ваша забота, думайте... Что, хотите клуб и танцплощадку до ума довести? Ребята торопятся: — Надо же после работы где-то отдох нуть... — А я ведь не возражаю... Еще какие во просы ко мне?.. Нет? Значит, договорились. Он смотрит вслед ребятам: — Тот, посветлей —секретарь комитета комсомола Борис Водопьянов, а другой — начальник штаба стройки Виктор Сандалов. Оба приехали после окончания Хабаровско го института инженеров железнодорожного транспорта... Помолчав, возвращается к разговору, прерванному приходом комсомольцев. — Так вот, насчет техники, которая нуж. на для нашей стройки... Если считать, что линия БАМ—Тында —своеобразная техни ческая репетиция перед началом генераль ного наступления, перед «Большим БАМом», то уже можно сказать с полной определен ностью: потребуются более мощные экска ваторы и бульдозеры, удобные сильные тур бобуры, способные бурить скважины раз личных диаметров... — Хорошо,—упорствую я,— а как же взрывники? — А что взрывники? —Мокровицкий уже устал.— Тут же все ясно: когда будут мощ ные бульдозеры, оборудованные рыхлите лями, надобность во взрывных работах отпадет... — Везде? — Нет, конечно.—Он копается в своих бумагах.—Дело в том, что существуют два вида технологического процесса при строи тельстве земпологна. Первый применяем мы — взрыв, экскаватор, самосвал. Второй —за рубежом распространен, особенно у амери канцев: бульдозер с рыхлительньгм оборудо ванием разрабатывает грунт, затем экска ватор на пневмоходу сам себя загружает — у него есть специальный кузов — и грунт отвозит. Второй технологический процесс дешевле примерно в четыре-шесть раз. Но пока мы не можем его применять —нет ма шин. Наш бульдозер с рыхлительным обору дованием ДЭТ-500, выпускаемый в Челя бинске, пока еще, к сожалению, не отвечает требованиям БАМа. Это мощная машина, но очень капризная. Она требует доводки, как всякое новшество...—Он сам себя перебива ет: •— Только сразу же хочу оговорить ся: нельзя огульно применять ту или иную технологическую схему строительства зем полотна. Нужен точный учет и анализ всех средств и механизмов, геологии, уело вий создания карьеров. Одна схема ни в коей мере не исключает применения дру гой. К примеру, зачем терзать бульдозер на скалистом грунте, когда проще пробурить скважины, взорвать грунт и разработать экскаватором? Надо думать —это основное требование БАМа, надо предвидеть, а это возможно лишь при детальной проработке технического проекта того или иного участ ка. Пока же проектировщики, мягко го воря, не блещут точностью: случаются ошибки... Расставшись с Мокроиицким, я пошел прогуляться по поселку, зажатому сопками со всех сторон. Из-за самой высокой сопки вывернулась тучка, отбарабанила каплями — большими, теплыми. Встретил Медведева—подался на своем «зилке» куда-то. Притормозил, высунулся из кабины грузовика, помахал рукой: — Все еще здесь?.. А я в рейс. Вернусь дня через три, если погода не подведет...— И вдруг рассмеялся довольно:— Помните того, с собакой?. Петуховым назвался Уст роился он, все в норме. И Байкал его при жился: со всей пацанвой поселка дружит, Так что все в порядке... На станции Лена Встреча вторая. Апрель—май 1975 года. Мост через Лену. Начало БАМа. Мосты бывают разные: железнодорожные, автодорожные, городские, пешеходные. По
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2