Сибирские огни, 1975, №12

ДВЕ ВСТРЕЧИ С БАМом 139 экономисты, социологи... Давай подождем, что онл скажут. С Мокровицкнм удивительно легко гово­ рить. Он не навязывает своего мнения—> кстати, это я отметил и на планерках, на со­ вещаниях. Говорит, будто делится с тобой евоивди мыслями. И потом, вспоминая бесе­ ду, я ловил себя на том, что и у меня были точно такие асе мысли, где-то «бродили» да­ леко, а Валентин Иннокентьевич будто офор­ мил их, упорядочил. Между тем начальник управления про­ должал: — Как сберечь труд людей, как сделать его производительней, как облегчить? Тут двух мнений быть не может. На помощь мо­ гут прийти только машины. Естественно, что здесь, при работе в наших условиях, нужны особые типы автомобилей, бульдозеров, экс­ каваторов, мощные и способные переносить «нагрузки» больших морозов. У нас же пока еще все идет по принципу: сначала едут люди, потом идет техника. Вот почему мы вынуждены придумывать такие профессии, как автоплотник, вот почему мы вынужде­ ны отказывать многим в трудоустройстве. — Если верить статистике, то применять в наших условиях живой труд в три-четыре раза дороже, нежели в обжитых районах, а при использовании механизмов —всего в полтора-два раза удорожание. Школьнику видно, что выгодней. Значит, вывод: давать нам технику. И ее дают, но пока мало, и она пока еще далека от тех требований, что мы к ней предъявляем. А нас заставляют это делать климат, грунт и многое другое, что называют местными условиями. — Разрешите, Валентин Иннокентьевич? — двое молодых ребят застыли на пороге кабинета. — А, комсомол, заходите. — Мы вот по какому вопросу,—начинает тот, что поплотней, посолидней.—Есть воз­ можность купить небольшой эстрадный ор­ кестр... — Деньги нужны? —"улыбается началь­ ник управления.—Подумаю, наверно, най­ дем... Что еще? — Субботник надо провести,—говорит второй, худенький н чернявый. — Что ж, это ваша забота, думайте... Что, хотите клуб и танцплощадку до ума довести? Ребята торопятся: — Надо же после работы где-то отдох­ нуть... — А я ведь не возражаю... Еще какие во­ просы ко мне?.. Нет? Значит, договорились. Он смотрит вслед ребятам: — Тот, посветлей —секретарь комитета комсомола Борис Водопьянов, а другой — начальник штаба стройки Виктор Сандалов. Оба приехали после окончания Хабаровско­ го института инженеров железнодорожного транспорта... Помолчав, возвращается к разговору, прерванному приходом комсомольцев. — Так вот, насчет техники, которая нуж. на для нашей стройки... Если считать, что линия БАМ—Тында —своеобразная техни­ ческая репетиция перед началом генераль­ ного наступления, перед «Большим БАМом», то уже можно сказать с полной определен­ ностью: потребуются более мощные экска­ ваторы и бульдозеры, удобные сильные тур­ бобуры, способные бурить скважины раз­ личных диаметров... — Хорошо,—упорствую я,— а как же взрывники? — А что взрывники? —Мокровицкий уже устал.— Тут же все ясно: когда будут мощ­ ные бульдозеры, оборудованные рыхлите­ лями, надобность во взрывных работах отпадет... — Везде? — Нет, конечно.—Он копается в своих бумагах.—Дело в том, что существуют два вида технологического процесса при строи­ тельстве земпологна. Первый применяем мы — взрыв, экскаватор, самосвал. Второй —за рубежом распространен, особенно у амери­ канцев: бульдозер с рыхлительньгм оборудо­ ванием разрабатывает грунт, затем экска­ ватор на пневмоходу сам себя загружает — у него есть специальный кузов — и грунт отвозит. Второй технологический процесс дешевле примерно в четыре-шесть раз. Но пока мы не можем его применять —нет ма­ шин. Наш бульдозер с рыхлительным обору­ дованием ДЭТ-500, выпускаемый в Челя­ бинске, пока еще, к сожалению, не отвечает требованиям БАМа. Это мощная машина, но очень капризная. Она требует доводки, как всякое новшество...—Он сам себя перебива­ ет: •— Только сразу же хочу оговорить­ ся: нельзя огульно применять ту или иную технологическую схему строительства зем­ полотна. Нужен точный учет и анализ всех средств и механизмов, геологии, уело вий создания карьеров. Одна схема ни в коей мере не исключает применения дру­ гой. К примеру, зачем терзать бульдозер на скалистом грунте, когда проще пробурить скважины, взорвать грунт и разработать экскаватором? Надо думать —это основное требование БАМа, надо предвидеть, а это возможно лишь при детальной проработке технического проекта того или иного участ­ ка. Пока же проектировщики, мягко го­ воря, не блещут точностью: случаются ошибки... Расставшись с Мокроиицким, я пошел прогуляться по поселку, зажатому сопками со всех сторон. Из-за самой высокой сопки вывернулась тучка, отбарабанила каплями — большими, теплыми. Встретил Медведева—подался на своем «зилке» куда-то. Притормозил, высунулся из кабины грузовика, помахал рукой: — Все еще здесь?.. А я в рейс. Вернусь дня через три, если погода не подведет...— И вдруг рассмеялся довольно:— Помните того, с собакой?. Петуховым назвался Уст­ роился он, все в норме. И Байкал его при­ жился: со всей пацанвой поселка дружит, Так что все в порядке... На станции Лена Встреча вторая. Апрель—май 1975 года. Мост через Лену. Начало БАМа. Мосты бывают разные: железнодорожные, автодорожные, городские, пешеходные. По

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2